В смартфонах и в фотоаппаратах есть такая функция - сетка. При ее включении на экране появляется, как ни странно, сетка) Но большинство начинающих фотографов ей не пользуется, потому что не знают как, а ведь эта функция очень полезна при выстраивании композиции кадра
Сетка основана на правиле третей (упрощённом варианте золотого сечения).
Пользоваться ей крайне легко -
Главные объекты в кадре должны располагаться на пересечениях линий сетки, или же на самих линиях. На месте этих пересечений находятся "магниты" для взгляда - чаще всего, рассматривая фотографию, мы останавливаем свой взгляд именно на этих точках.
Так же горизонт в большинстве случаев (не всегда!) стоит располагать не по середине кадра, а на 1/3 - на верхней или нижней линии сетки. Этот прием помогает избежать деления кадра на две половины, и, как следствие, взгляд зрителя не будет "бегать" с одной части фотографии на другую, пытаясь найти баланс в кадре.
Как видите, тут расположение горизонта по центру кадра наиболее подходящее решение. На втором кадре слишком много мелких деталей внизу - взгляд не знает за что зацепиться, а на третьем слишком пусто сверху - взгляду не за что зацепиться.
Тут все просто - горизонт по нижней линии, а девушка как раз на пересечении линий, хоть она и не главный объект в кадре, но все равно притягивает к себе взгляд. Если бы ее там не было - фото вышло бы "пустым"
Напомню: наша задача, как фотографов (любителей или профессионалов - не важно), удержать взгляд смотрящего на фотографии как можно дольше. Нужно сделать так, чтобы человек хотел рассматривать наше фото, а не быстрее перейти к следующему
Перейдем к другим примерам)
Тут горизонт не ровно по линии сетки, но близко, а вот человек как раз на ней. При этом, если горизонт опустить пониже, чтобы он был ровно на линии - прохожий и дома́ будут "тянуть" вниз кадр и вверху будет слишком пусто из-за неба:
На оригинальном кадре пустота снизу (дорога) и пустота вверху (небо) уравновешивают друг друга
Тут уже горизонт расположен на линии, а на их пересечении находится машина - неплохой магнит для взгляда) К тому же, взгляд притягивает светлый объект - фонарь над машиной. Т.е. мы можем задавать направление взгляда не только расположением объектов в кадре, но ещё и их яркостью. Ракурс тут тоже необычный - снято не с уровня глаз, а ниже - это делает фотографию интереснее.
Сетка так же помогает увидеть центр кадра - это может пригодиться при съёмке симметрии
Тут главный объект - тот домик на заднем плане. Все остальное в кадре лишь рамки для него. А тропинка служит направляющей взгляд линией. Мы как будто мысленно идём по ней в сторону этого дома.
Итог
Сетка очень простой и полезный инструмент для построения композиции. Даже если вы снимаете что-то симметричное, она поможет снять эту симметрию ровно)