Найти в Дзене
Истории об истории

5 загадок «Четы Арнольфини»

Оглавление

«Чета Арнольфини» — знаменитый парный портрет, написанный в 1434 году, — принёс его автору, нидерландскому художнику Яну ван Эйку, общеевропейскую известность. Считается, что на портрете изображено бракосочетание богатого купца Арнольфини с молодой девушкой.

История шедевра, который сейчас находится в Лондоне, необычайно интересна, а дебаты о том, зачем была написана эта картина, кто стал прототипом героев портрета и что символизируют детали, тщательно выписанные на полотне, не утихают по сей день.

20 лет неизвестности

Предполагается, что портрет был изготовлен по заказу изображённой на нём пары и несколько лет принадлежал семье Арнольфини. Затем картина перешла в руки дона де Гевары, придворного Габсбургов, известного коллекционера и приятеля ван Эйка.

Де Гевара владел полотном недолго, а в 1516 году передал его наместнице Габсбургских Нидерландов Маргарите Австрийской. После смерти Маргариты портрет перешёл к её преемнице, затем оказался у короля Испании Филиппа II и около ста лет хранился во дворце Алькасар в Мадриде, резиденции испанских монархов. В 1734 году Алькасар уничтожил пожар, однако шедевр уцелел и был перемещён в Восточный дворец, выстроенный на месте сгоревшего. Точно известно, что в 1794 году картина находилась именно там, но что произошло с ней дальше — неизвестно.

Ф. Паллота. Главный фасад дворца Алькасар
Ф. Паллота. Главный фасад дворца Алькасар

Долгих два десятка лет портрет никто не видел. Он обнаружился лишь в 1815 году, а новым владельцем живописного шедевра стал простой британский полковник Джеймс Хей. Хей заявил, что увидел полотно в одном из доходных домов Брюсселя, где снимал комнату. Якобы картина так понравилась полковнику, что он упросил владельца её продать.

История полковника звучала слишком неправдоподобно — портрет вряд ли мог внезапно оказаться в Бельгии. Позже было выдвинуто предположение, что «Чета Арнольфини» вместе с другими произведениями искусства была конфискована англичанами у французов после битвы при Витории, а французы вывезли ценности из Испании, когда на испанский престол взошёл Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона I.

После того, как картина оказалась в Великобритании, её выкупила Лондонская национальная галерея, где она и хранится до сих пор.

Кто они?

Хотя портрет и называется «Чета Арнольфини», кто эта пара, изображённая на нём, доподлинно неизвестно. Вероятно, это богатые люди, принадлежащие к бюргерскому сословию и, скорее всего, мужчина — выходец из клана Арнольфини, а точнее — Джованни Арнольфини.

Я. Ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини
Я. Ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини

Такой человек действительно существовал, он был зажиточным купцом из Брюгге. В 1426 году Джованни женился на Констанце Трента, которая скончалась через несколько лет после замужества. Художник не мог видеть девушку и в 1434 году написать её портрет в паре с мужем, поскольку к тому времени она уже умерла, но вполне мог быть знаком с Джованни Арнольфини. Позднее было высказано предположение, что Констанцу на полотне попросил изобразить безутешный муж в память о супруге, но её внешность — лишь вымысел художника. О том, что женщины на портрете уже нет в живых, говорит одинокая свеча, горящая в люстре над мужчиной.

Есть мнение, что на полотне запечатлён второй брак Арнольфини, однако никаких документов и свидетельств об этом событии не сохранилось.

Ещё один возможный прототип мужчины на портрете также принадлежал к роду Арнольфини и был младшим двоюродным братом Джованни. Его, как и брата, звали Джованни.

Второй Джованни (по прозвищу ди Арриджио) женился на итальянке Джованне Ченами, и именно эта чета долгое время считалась людьми, изображенными на полотне, пока не выяснилось, что свадьба произошла в 1447 году, через несколько лет после смерти ван Эйка.

Еще одна версия — на портрете изображён сам художник с женой. Во всяком случае девушка на картине очень похожа на жену художника, Маргариту, портрет которой хранится в музее Брюгге.

Я. Ван Эйк. Портрет мужчины в красном тюрбане (автопортрет). Портрет жены
Я. Ван Эйк. Портрет мужчины в красном тюрбане (автопортрет). Портрет жены

Свидетельство о заключении брака

Неизвестно не только, кто изображён на портрете, но и что именно происходит на картине. Считается, что художник запечатлел момент заключения брака, но, по одной из версий, это вовсе не бракосочетание, а лишь обручение жениха и невесты или даже пара, которая уже несколько лет состоит в брачном союзе — волосы девушки на картине убраны как у замужней дамы, а рука лежит на округлившемся животе (она как будто ждёт ребёнка). Однако в позднем Средневековье беременность вошла в моду, поэтому все знатные женщины носили платья, подчеркивающие живот.

Одна из самых интересных теорий, высказанных по поводу истинного предназначения портрета, гласит, что полотно стало своеобразным свидетельством о заключении брака. В пользу этого предположения говорят некоторые детали картины. В зеркале по центру можно увидеть отражение двух свидетелей брачной церемонии. Над зеркалом художник оставил необычную подпись: «Ян ван Эйк был здесь в 1434 году». Возможно именно автор портрета и был одним из свидетелей бракосочетания, а его подпись равнозначна подписи на официальном документе о браке. Мужчина и женщина на картине как будто произносят клятву, а их руки соединены в знак любви и верности.

Я. Ван Эйк. Чета Арнольфини. Фрагмент
Я. Ван Эйк. Чета Арнольфини. Фрагмент

Символы любви

Даже если картина и не являлась документальным брачным свидетельством, она точно была посвящена любви. Полотно буквально наполнено символами высокого чувства и будущего счастья влюблённой пары. Весёлая собачка, играющая в ногах у пары символизирует преданность, ложе справа от невесты, украшенное алыми портьерами, указывает на любовную страсть, чётки висящие на стене, говорят о добродетели будущей супруги, а метёлка — о том, что вскоре девушка станет хозяйкой дома.

В знак плодовитости брака невеста одета в зелёное платье (этот цвет символизировал плодородие), изголовье кровати украшено фигуркой святой Маргариты, покровительницы беременных, мужчина и женщина стоят босиком (считалось, что это способствует появлению здорового потомства).

Я. Ван Эйк. Чета Арнольфини. Детали
Я. Ван Эйк. Чета Арнольфини. Детали

Невозможное совершенство

Картина «Чета Арнольфини» столь искусно написана мастером и почти фотографически точна, что даже было выдвинуто абсурдное предположение — для создания портрета ван Эйк использовал вогнутое зеркало и просто обвел красками проекцию с него.

На самом деле никаких приспособлений не было. Шедевр появился благодаря потрясающему таланту мастера, и кто знает, какие ещё загадки таинственного полотна предстоит разгадать искусствоведам.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:
Выйти замуж не напасть — как королева-дева водила женихов за нос
Замок Юссе — настоящий дворец Спящей красавицы