Памятники на дорогах. Для чего?

24 April 2018

Я уже писал историю моей знакомой про памятник ребенку на трассе. А вы никогда не задумывались для чего они стоят и хорошо ли это? Например, когда я еду по трассе, и вижу каждые 50 метров памятники, становится весьма жутко, от увиденного. Давайте разберемся, с чего пошла такая "мода" на данный вид памяти о погибших в авариях.

Еще во времена СССР, в начале 60-х годов появился такой обычай, ставить памятники на обочине, якобы в память об аварии. Уже сейчас, дороги заполонили памятники, и это очень жутко. Когда меня кто-кто спрашивал, о том, как я отношусь к этому, и услышав негативный ответ, поражались, на что я отвечал -" Ребят, а на кроватях и в больницах тоже венки надо ставить? Или всех, кто погибли на дорогах хоронят?" Такие памятники встречаются чаще всего на территории бывшего СССР. Областные чиновники не раз поднимали данный вопрос, о сносе данных "построений". Просто представьте, останавливаетесь вы ночью, так скажем справить нужду, выходите, а рядом чье то надгробие. Жутковато, да? Как таковой термин, "КЕНОТАФ", по происхождению древнегреческий, в буквальном смысле переводиться, как пустая могила, таким словом называют надгробный памятник, где нет останков покойного человека. Самые известные такие кенотафы, находятся в Париже ( Принцесса Диана), Ульяновск (теплоход Суворов), Черная речка (А.С. Пушкин). В последнее время количество их увеличилось в связи с увеличением транспорта на дорогах.

Самый типичный кенотаф — это либо крест, либо памятник в виде обелиска или плиты. В качестве материала для их изготовления может использоваться металл, мрамор и гранит. Крест и памятник нередко сопровождаются металлической оградкой и даже имитацией могильного холма. Часто место гибели обозначается только погребальным венком или искусственными цветами — особенно в пределах городской черты. Объясняется это тем, что поставить в городе на обочине дороги памятник практически невозможно.

Также неоднократно встречались необработанные камни различной величины с прикрученными на них табличками с именами и просто металлические таблицы, приваренные к двум прутам, которые воткнуты в землю.

Сильное впечатление производят мемориалы — в виде беседки или высокой кирпичной стены, к которой прикреплены портреты погибших. Одна из важнейших «примет» придорожных кенотафов (далеко не всех, конечно) — использование в качестве составляющих элементов памятников деталей разбившегося автомобиля. Это может быть руль, часть подвески, фары, капот, шины и так далее. У подножия памятника мы иногда находили талон техосмотра, лазерные диски с любимыми песнями, детские игрушки…

Но к сожалению, такие места быстро забываются, и памятники, которые стоят, выглядят неухоженными, старыми, и выгоревшими от солнца. В этом то и проблема, поставил в память, и забыл про него... Есть водители, которые проезжая мимо памятника, сигналят, таким образом, поминают людей, погибших в этом месте, а так же реагируют, что это опасный участок дороги, сбрасывают скорость.

Лично я считаю, что такое места, находятся на кладбище, но людей, кто ставит данные памятники, тоже нужно понять, все же это их память о родном и любимом человеке...

А что можно найти в церковных канонах по поводу такого способа помянуть усопших? Испокон веков на Руси существовала традиция ставить кресты вне кладбищенской ограды и устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например, на распутьях дорог или при въезде в какое-то селение. "Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился, — утверждает игумен Феодор (Яблоков). — Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших — своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели".


В православной Греции вдоль дорог стоят небольшие часовенки, за стеклом которых горят свечи. Во Франции на местах гибели людей в ДТП ставят на обочинах черные силуэты, разорванные красной молнией. В России часто можно увидеть некую маргинальную символику — автомобильную покрышку с венком или воткнутым в скат пучком цветочков. По мнению дорожных работников сегодня в нашей стране памятников вдоль дорог становится меньше. Случаи восстановления демонтированных памятников встречаются еще реже.

Вообщем я поделился, своим мнением, о памятниках на дорогах, и как они появились, а для себя решит каждый, нужны ли они...