ЭБУ Январь 5.1, начало.

14 October 2018

Система управления Январь-5.1 может быть установлена на любой автомобиль при условии, что его двигатель имеет 4, 6 цилиндров (требуется доработка ЭБУ) и работает по 4-х тактному циклу. Для распределенного впрыска: фазированный и попарно-параллельный подходят блоки Январь 5.1…-41 и 5.1…-61 Для одновременного впрыска — Январь 5.1…-71. Следует стараться собирать фазированный впрыск, отличающийся наибольшей экономичностью. Когда нет возможности установить датчик фаз (отсутствие трамблера с датчиком Холла или нет шторки на шестерне распредвала и нет возможности ее поставить) собирают попарно-параллельный впрыск. Не стоит его боятся, не такой он и прожорливый, т.к. длительность впрыска уменьшается почти в два раза. Для моновпрыска подойдет одновременный впрыск. В этом плане наименьшим переделкам подвержены системы Multec.

Необходимые датчики и исполнительные механизмы для работы ЭБУ Январь-5.1 с 4-х цилиндровым инжекторным двигателем:

1. Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

2. Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

3. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) или датчик абсолютного давления (ДАД) + датчик температуры воздуха (ДТВ)

4. Четыре высокоомные электромагнитные форсунки. Либо 4 низкоомные форсунки с драйвером, либо 4 низкоомные форсунки с последовательно включенными резисторами (не рекомендуется)

5. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

6. Регулятор Холостого Хода (РХХ).

7. Модуль зажигания ВАЗ 2112.

8. Датчик фаз (ДФ).

9. Датчик детонации (ДД).

Если Январь-5.1 используется для управления зажиганием в карбюраторном двигателе:

1. Датчик положения коленчатого вала

2. Датчик температуры охлаждающей жидкости.

3. Датчик абсолютного давления

4. Модуль зажигания ВАЗ 2112 (или двухканальный коммутатор с катушкой).

5. Датчик детонации.

Система Январь-5.1 работает только с определенным реперным диском положения коленчатого вала так называемым 60-2 (колесо с 60-ю зубьями из которых 2 отсутствуют). В плоскости вращения колеса должен быть установлен индуктивный датчик положения коленчатого вала, допускается применение любых датчиков работающих на индуктивном принципе. Датчики на эффекте Холла не допускаются! Рекомендуется применять датчик ВАЗ 27.3847, Газ 3110 (406 двигатель) — они работают без изменений в проводке, в случае применения других датчиков — если датчик имеет высокую чувствительность (определяется количеством витков обмотки) его возможно придется шунтировать резистором. 60-2 является самым распространенным триггером в мире для определения положения коленчатого вала, его использует абсолютное большинство систем управления. Однако совместное положение колеса и датчика в ВМТ не стандартизировано и на разных двигателях бывает разным. Наиболее распространенны варианты когда в ВМТ находится 20-й (опель-ваз-китайцы) или 15-й (BMW, VW, ALFA ROMEO, Renault) зубья диска. Если же вы изготавливаете новый репер — необходимо устанавливать датчик строго напротив начала зуба номер 20.

При установке датчика КВ ОБЯЗАТЕЛЬНО придерживаться следующих правил:

- Ось проходящая через центр датчика должна лежать в плоскости развернутой на 90 градусов относительно оси вращения диска! Параллельность осей датчика и диска не допускается. (Датчик должен быть расположен на радиусе, а не с торца).

- Угловое положение диска должно быть выставлено и зафиксировано с точностью не менее 2 градусов. Угловое положение устанавливается следующим образом. Первым зубом диска считается зуб, который находится сразу после 2-х отсутствующих зубьев номер 59 и 60 по ходу вращения. Для установки двигатель выставляется в ВМТ 1 цилиндра с обязательным контролем положения по щупу вставленному в свечное отверстие — как можно более точно, для этого можно использовать индикатор часового типа. Датчик при этом устанавливается напротив начала 20-го по ходу вращения зуба диска ДПКВ.

- Минимальная толщина зуба (диска) 4мм.

- Зазор датчик диск 0.3-0.5 мм должен быть обязательно проконтролирован щупом после окончательной установки датчика, подбор зазора осуществляется подпиливанием кронштейна. (в случае репера на маховике зазор 0,5-1мм).

- Максимально допустимое осевое и радиальное биение реперной поверхности диска 0,1мм.

Если после пуска двигателя визуально отмечается заметное глазом биение зазора датчик-диск — диск необходимо переделать! Биение контролируется визуально при прокручивании двигателя со снятым разъемом ДПКВ с помощью стартера. При этом любое визуально заметное биение не допустимо. Оно устраняется проточкой шкива на оправке (если проблема в самом шкиве) либо заменой шестерни коленчатого вала или другой детали на которой базируется шкив (если сам шкив ровный). В некоторых автомобилях конструктивно посадка шестерни на коленчатом вале может быть с значительным зазором и биение невозможно устранить — в таком случае реперная область должна быть нарезана непосредственно на маховике.

- Кронштейн датчика должен быть достаточно массивным, и очень жестким, надежно закреплен на двигателе минимум в 2 точках при этом силовая структура — отверстие датчика — точки крепления кронштейна, должна представлять замкнутый треугольник.

Кронштейн выполняется из немагнитного материала (Д16Т, силумины, композиты).

Вибрация кронштейна и датчика при работе не допустима!

- Реперная область может быть нанесена на любой штатный шкив колен вала при условии, что он выполнен из чугуна или стали и имеет необходимую толщину, находится вне масляного картера двигателя. Нанесение производится путем фрезерования 60-ти пазов с шагом в 6 угловых градусов, пальчиковой фрезой соответствующего диаметра на поворотном столе. Диаметр фрезы рассчитывается следующим образом — D*3.14/120 где D - диаметр диска. Глубина фрезерования рекомендуется 1.2 от диаметра фрезы. Так же можно получить нужную поверхность на зубофрезерном станке с помощью специализированной фрезы дающей прямоугольный профиль зуба — это гораздо быстрее и проще. В последующем установив диск на автомобиле и установив датчик, фломастером отмечают 2 зуба для удаления в том месте которое определяет вышеописанное требование взаимного положения диска и датчика. Затем диск снимают и зубья удаляют в ручную с помощью болгарки или напильника.

- На некоторых двигателях наилучшим способом изготовления диска является приваривание заранее изготовленного стального венца с зубьями к штатному (стальному) шкиву коленчатого вала. Обязательно проконтролировать конструктивное наличие на шкиве шпонок (для однозначности установки шкива на коленчатом вале) — если шпонок на шкиве в принципе нет, реперная область фрезеруется на маховике.

Распиновка ЭБУ, часть1
Распиновка ЭБУ, часть1
Распиновка ЭБУ, часть 2.
Распиновка ЭБУ, часть 2.

Продолжение следует…

Больше интересного на нашем сайте Матрица Pro

Кому интересно, подписываемся!