ВАЗ-2111 с полным приводом – история рождения так и не пошедшего в серию универсала повышенной проходимости

19 June 2019

Были времена, когда АвтоВАЗ реально пытался выпускать современные автомобили. Вспомнить хотя бы дебютные годы появления Волжского автомобильного завода, его первые Копейки, Двойки и Тройки, которые хотя и копировались с Фиатов, но серьёзно дорабатывались. А одна Нива чего стоит, она реально была уникальной разработкой.

ВАЗ-2111 с полным приводом – история рождения так и не пошедшего в серию универсала повышенной проходимости

Но постепенно автомобили ВАЗ устаревали, новые модели не успевали по уровню оснащённости от иномарок, хотя руководство Волжского автомобильного завода это особо не волновало – на машины стояла огромная очередь, расписанная на годы вперёд, и будущее завода виделось безоблачным.

Но всему когда-нибудь приходит конец, и даже огромный и нерушимый Советский Союз, благодаря усилиям Горбачёва, дал трещину и развалился на множество осколков. После этого случился страшнейший экономический кризис, который коснулся абсолютно всех. И на все автомобили ВАЗ начал постепенно падать спрос. Денег на разработку новых моделей особо не было, но так как нужно было как-то выживать, приходилось разрабатывать новые модели.

ВАЗ-2111 с полным приводом – история рождения так и не пошедшего в серию универсала повышенной проходимости

К концу 1990-х годов даже самые закостенелые консерваторы АвтоВАЗа поняли, что в тренде сейчас полноприводные легковые универсалы. Особенно полюбили их на просторах бывшего Советского Союза, где качество дорожного покрытия всегда оставляло желать лучшего.

Инженерам удалось создать автомобили нового поколения – это семейство Лада-110, включающее в себе седан ВАЗ-2110, универсал ВАЗ-2111 и хетчбек ВАЗ-2112. Была ещё купешка, но она выпускалась небольшими партиями и считалась одной из модификаций ВАЗ-2112.

Но из полноприводных автомобилей в наличии была только Нива, но на роль универсала она явно не подходила. В 1998 году выпустили Ладу Надежду, но это была машина на базе Нивы, с вовсе не легковыми характеристиками и очень жёсткая. В городе эксплуатировать Надежду было не слишком приятно.

ВАЗ-2111 с полным приводом – история рождения так и не пошедшего в серию универсала повышенной проходимости

Поэтому в 1999 году группа энтузиастов из АвтоВАЗ собрала полноприводный универсал на базе ВАЗ-2111, использовав часть узлов от Фольксваген Гольф Синхро. Изначально от немецкого автомобиля было решено взять заднюю подвеску, задний редуктор и вискомуфту, а вот редуктор отбора мощности поставили уже свой, в отличие от той же Лады Виктории 4х4, выпускавшейся частниками.

Первые опытные автомобили ВАЗ-2111 4х4 показали, что проект вполне жизнеспособный, только цена на машину получается слишком высокой – узлы от полноприводного Фольксваген Гольф стоили слишком дорого для российского серийного автомобиля. НТЦ АвтоВАЗ стал разрабатывать свой собственный задний редуктор и оригинальную двухрычажку на специальном подрамнике. Надо сказать, что всё у наших инженеров получилось, и в конечном итоге от Фольксваген Гольф Синхро осталась только вискомуфта.

Форик настоящий
Форик настоящий

Дорожный просвет ВАЗ-2111 4х4 был увеличен на 20 мм, а моторы на опытные ВАЗ ставили разные, начиная от стандартных восьмиклапанников, заканчивая двухлитровым мотором X20XEV от Опель.

Разработки полноприводного ВАЗ-2111 продолжались около 10 лет, за это время было сделано порядка 20 опытных автомобилей, а стоимость предсерийной версии довели до цифры 8 500 долларов в эквиваленте. Но закончилось всё плачевно – многолетние разработки объявили неперспективными, и их свернули.

ВАЗ-2111 с полным приводом – история рождения так и не пошедшего в серию универсала повышенной проходимости

Вот так закончилась история уникального полноприводного ВАЗ-2111, а могли бы на этом шасси те же Весты и Иксрэи делать сейчас.

Пишите в комментариях, нравится ли вам ВАЗ-2111 с полным приводом, и не забывайте подписываться на мой канал!