ОГЭ по литературе: как готовилась и как сдавала

27 August 2019

Часто так бывает, что ребята, решившие сдавать редкие предметы, неудобны учителям-предметникам. Нам говорили: "Это сложно, вы не сдадите! Зачем оно вам?" вместо того, чтобы показать ОГЭшные задания и объяснить, что и как там обстоит. В нашей школе этими редкими предметами были химия, история и литература.

Я искренне люблю литературу и английский, поэтому проблем с выбором предметов не было. На ЕГЭ я планирую сдавать эти же предметы, поэтому мне было важно качественно подготовиться к ОГЭ.

ОГЭ по литературе: как готовилась и как сдавала

Как готовилась?

Сама. Сочинения никто за тебя не напишет. Конечно, поначалу было сложно: объективно проверить свою работу - та еще задача (особенно на коварные речевые ошибки). Но есть критерии и примеры сочинений в Интернете, так что все здорово и радужно. Но не сразу.

План был такой: всю осень я пишу конспекты по прозе из кодификатора, а потом оставшиеся полгода пишу варианты (30 штук) из сборника для ОГЭ от ФИПИ.

Зачем конспекты? Школьная программа была прочитана, теперь мне нужно было разобрать все по полочкам. Я визуал, поэтому красиво оформленные анализы книг были важны мне при подготовке и написании сочинений. Да и процесс мне тоже нравился.

Как писала? Мои конспекты по литературе - это краткая выжимка самого главного из книги и критике по ней. Делать их мне помогали эти сайты Полка, А4 формат, Obrazovaka, Literaturus, а также лекции Быкова (для увеселения процесса) и пособие в электронке "Русская литература в таблицах и схемах" Крутецкой.

Ну а потом полгода нарешивала ОГЭшные задания - писала сочинения. Всегда выбирала прозу, если только в стихах не был предложен Маяковский. Лирику не трогала.

ОГЭ по литературе: как готовилась и как сдавала

Как сдавала и как сдала?

ОГЭ по литературе был аж 11 июня. Это был единственный экзамен, когда пришлось ехать в чужую школу на другой конец города.

В кабинетах было душно. Благо, я все-таки додумалась встать и попить воды, чтобы мысли перевести (всё еще думаю, что именно непрерывное трехчасовое сидение на математике помешало мне правильно раскрыть модуль).

Никогда не думала, что буду писать четвертое сочинение по Салтыкову-Щедрину ("Кого и за что осмеивает Салтыков-Щедрин в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?" )

Так хотела, чтобы попалось сочинение по "Герою нашего времени". И оно попалось. Но! Тема звучала как-то так: "Каким предстает Печорин в повести "Тамань?". А "Тамань" - это самая мутная и неинтересная часть всех похождений Печорина (для меня). Так что я не знала особо, что писать, кроме того, что он плавать не умеет и его обокрали.

Огромный плюс ОГЭ по литературы - это наличие всех произведений, которые могут попасться на экзамене (чего не будет на ЕГЭ). Можно встать и взять книгу в аудитории. Мне нужна была цитата и точная дата написания, чтоб наверняка.

Одна из девочек накопала в своей аудитории нужную книгу, где еще была и критическая статья (почти готовое сочинение!).

Итак, сдала на 32 балла из 33. Потеряла балл на критерии "Опора на теоретико-литературные понятия", ой.