Найти в Дзене

Легендарный советский комбайн СК-5 Нива | Сельхозтехника

Приехал как-то к нам в деревню дядя из города. Когда-то давно он был тоже комбайнером, работал на сталинце. Повидаться с ним приехал его брат, на "Ниве".
Вот мы ходили вокруг комбайна с дядей, его накрыла ностальгия. Говорит, давай прокатимся. Залезли мы в кабину, завели его и поехали. Необычно ехать на машине, у которой кабина сбоку, да и поворачивает она еще "задом". Проехав метров 200 остановились.
Стал он разбираться как включить жатку, подергав рычаги справа ему это удалось. И всё вокруг зашумело и зашевелилось. А вот выключить не получилось. Прибежал его брат, что-то проворчал. Пока он всё выключал, пришлось спускаться по лестнице комбайна с включенными механизмами. Спускаешься, а возле тебя крутятся маховики, ремни, рычаги... Летит пыль. Было страшно.
Вот так я первый раз прокатился на нем, на легендарном СК-5 "Нива".
Личный опыт
СК-5 Нива на сборе урожая. Из открытых источников.
СК-5 Нива на сборе урожая. Из открытых источников.

СССР активно осваивал целинные земли, из-за чего огромные территории были перепаханы и засеены зерном. Лозунг тех дней "Обогнать и перегнать прогнившый запад" был не только про космос, но и про сельское хозяйство. Обязательно нужно было бить какие-то нереальные рекорды по сбору урожая.

Производился комбайн с 1973 года на "Ростсельмаше". Был успешен, стал самым распространенным зерноуборочным комбайном в СССР. Был своеобразной "визитной карточкой" советского сельхозмашиностроения.

Нива создана по классической схеме для комбайна: несущая молотилка, навесная жатка и копнитель.

На комбайны в разное время устанавливались двигатели СМД-17К, СМД-18К, СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 с мощностью от 100 до 120 л.с. Последние три двигателя оснащались интеркулером для охлаждения подаваемого в двигатель воздуха для более эффективного сжигания топлива. Все двигатели рядные четверки, работают на дизельном топливе.

На современном СК-5 "Нива-эффект" стоит дизельный двигатель мощностью 155 л.с.. Отличается более низким расходом топлива и повышенной надежностью

Двигатель расположен позади зернового бункера, к нему можно подойти с любой стороны, потому легко обслуживается.

Двигатель. Фото из открытых источников
Двигатель. Фото из открытых источников

Заводился как и многие другие двигатели тех лет стартером из кабины. Но чаще всего стартеры были демонтированы, поэтому заводили по старинке, дергая шнур, намотанный на маховик пускового 2-тактного бензинового двигателя, который в свою очередь приводил в движение основной дизельный мотор, запуская цепную реакцию в блоке цилиндров.

Клиноременный механизм приводит в движение колеса комбайна и всех его механизмов. По сути дела это вариатор.

-3

За счет перемещения подвижного диска изменяется радиус, по которому бежит ремень. Когда диски сближаются, ремень вытесняется на внешний радиус и наоборот. В результате меняется передаточное число. Автоматика стремится поддерживать постоянные фиксированные обороты двигателя вне зависимости от скорости передвижения комбайна для более эффективной обработки урожая.

Управляя газом такого комбайна, мы по сути управляем не двигателем, а передаточным числом вариатора.

При сближении двух дисков ремень перемещается на внешний радиус
При сближении двух дисков ремень перемещается на внешний радиус

Привод осуществляется на передние колеса. Задние колеса являются поворотными, управляются гидроцилиндром.

-5

Впереди комбайна могут цепляться жатки различного предназначения.

Основная жатка это ЖКН-5 шириной 5 метров. Предназначена для сбора зерновых культур. Режущими подвижными ножами срезаются стебли растения, затем стебли направляются на центральный транспортер, который доставляет собранное в комбайн.

-6

Был и другой тип жатки, предназначенный для сбора кукурузы.

Жатка для уборки кукурузы
Жатка для уборки кукурузы

Также применялись жатки для скашивания травы и других растений, предназначенных для кормления животных.

-8

Такая жатка собирала растения и оставляла валки с левой стороны.

Вернемся к зерну. Собранные злаковые попадали внутрь комбайна, где зерна отделялись от стеблей и очищались от примесей. Зерно поступало в бункер, а стебли накапливались в копнителе, потом выгружались в большие соломенные кучи на поле, либо поступали в специальные прицепы.

-9

Также были варианты, когда стебли просто измельчались и "выкидывались" на поле позади комбайна.

Кабина комбайна располагается слева от бункера.

-10

Боковое расположение кабины давало некоторые неудобство, в некоторых ситуациях было сложно следить за жаткой и тем по какой траектории она идет.

-11

Внутри кабины настоящие спартанские условия. В последних модификация хоть и ставят кондиционер, а в советское время спастись от жары и пыли было невозможно.

Рулевое колесо, пара аналоговых приборчиков, педали на полу и много различных рычагов, вот и всё убранство в кабине. Справа от водительского сиденья - окошечко, через которое механизатор смотрит наполненность бункера.

А Вы видели как работают комбайны ночью? Фары, установленные впереди словно парят над землей. Кажется, будто, НЛО несется над полем.

После того, как бункер наполнится, происходит то, ради чего комбайны придуманы. Подъезжает грузовичок (или трактор с телегой).

-12

И кузова наполняются зерном.

-13

СК-5 Нива оказалась неприхотливой техникой. Советским механизаторам, которые всегда всё ремонтировали сами, нравилась простота обслуживания и ремонта.

Да что уж говорить, по сей день комбайн жив и востребован в небольших хозяйствах, где не рентабельно держать высокопроизводительных "иностранцев". Только окраску сменила "Нива" с красной на зеленую. Уже как 46 лет бороздит СК-5 "Нива" просторы отечественных полей!!!

Спасибо, что Вы с нами, подписывайтесь на наш канал!!! Ждем от Вас комментариев! До скорых встреч!