Делюсь простым способом звуко-буквенного анализа (фонетического разбора) слов

27 January 2020

Всем добрый час! На правах опытной учительницы начальных классов сегодня я расскажу вам , как легко разобраться со звуко-буквенным анализом слов или, по-другому, с фонетическим разбором. Я собрала в этой статье самые лёгкие способы разбора и вообще его алгоритм.

Пригодится статья и для детей средних классов.

Поговорим с ребёнком так, если программа требует термина "фонетический разбор (анализ) слова":

1. Фонетический, фон. Это о чём, как ты понимаешь? ( О звуках) Например, ты играешь в комнате, где включён телевизор. Что для тебя идёт фоном? (Фильм или передача, которую смотрят взрослые. Ты не смотришь, но всё слышишь). Или ты гуляешь . Фоном будут... (шум машин в городе или пение птиц в лесу). Фон-звук. Фонетика- наука о звуках речи. Фонетический- звуковой.

Далее, если ребёнок знает основы фонетики, применяем табличку-пирамиду и просто работаем по ней.

Если слабовато, беседуем дальше.

Даже если всё это ребёнок знает, не лишним будет вспомнить.

2. Звуки речи бывают... (гласные и согласные).

3.Гласные...(поются, преграды во рту нет)

4. Согласные...(не поются, есть во рту преграда.)

5.Согласные бывают... (звонкие и глухие).

6.ИХ ЛЕГКО ОПРЕДЕЛИТЬ. Закрой пальцами уши и произнеси звук. Звенит он в голове? Значит звонкий. Слышишь только шёпот- глухой.

7. Согласные бывают ...(мягкие и твёрдые). ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕГКО.

Произнеси звук так, как он звучит в ЭТОМ слове. Представляй во время произношения , что у тебя во рту ЯБЛОКО или МАЛИНКА. Яблоко- твёрдое, малинка- мягкая.

Например, произнёс РЬ. Думай, что у тебя во рту-яблоко или малинка? Конечно, малинка, значит, звук мягкий.Язык прижимается к нёбу, будто мы раздавливаем малинку. Если произнести Р-язык к нёбу не прижимается, яблоко во рту.Значит, звук твёрдый.

Опорные слова здесь такие: ЯБЛОКО или МАЛИНКА?

Ещё определять нужно будет ударение в слове, это первым делом.

Как ЛЕГКО определить? ЗОВЁМ СОБАЧКУ, которая за дверью и её зовут, как наше слово (ЛЮБОЕ) : кнИга-кнИга-КнИга, игрАл-игрАл-игрАл.

Вторым пунктом делим слово на слоги. ЛЕГКО. Встаём и шагаем на каждый слог. Вы не ошибётесь, например, в слове ДОМ и шагнёте 1 раз. А вот с хлопками запросто можно и ошибиться и хлопнуть так: ДО-М. Количество слогов определяем по количеству гласных.

Ну а теперь работаем по таблице-пирамидке

Делюсь простым способом звуко-буквенного анализа (фонетического разбора) слов

и задаём ребёнку каждый раз вопросы по ней, двигаясь снизу к вершине пирамиды. Записываем сначала букву, затем звук в квадратных скобках, тире -и записываем всё про этот звук.

Вот и всё. Если ребёнок совсем уж не разбирается в звуках, можно использовать такую табличку:

Делюсь простым способом звуко-буквенного анализа (фонетического разбора) слов

Недавно прочитала в комментариях (тоже статья была про фонетический разбор ), что "рука не поднимается писать в транскрипции МАЛАКО, после того, когда дети изучили словарное слово МОЛОКО", что у детей таким образом каша в голове. Я за то, чтобы эту транскрипцию всего слова и не писать.А писать только звук для буквы. Просто пишем сверху вниз М- [M]- и расписываем звук по пирамидке.

Благодарю преподавателей Бийского филиала АКИКПРО, которые в своё время подсказали нам на курсах эту чудесную пирамидку.