Муслим Магомаев. История песни "Синяя вечность"

30 September 2019

У истоков "Синей вечности". История, рассказанная Александром Козловским(сыном Геннадия Козловского) о создании одной из самых красивых песен, Великого Муслима Магометовича Магомаева.

Геннадий Козловский, Тамара Синявская и Муслим Магомаев. С персонального сайта Муслима Магомаева http://magomaev.info/
Геннадий Козловский, Тамара Синявская и Муслим Магомаев. С персонального сайта Муслима Магомаева http://magomaev.info/

Справедливости ради хотелось бы вспомнить одного общего для
Муслима и моих родителей приятеля собственно и «повинного» в
том, что Муслим вошёл в наш дом, где то в году 1964...
Звали его Вика (Виктор) Трояновский. На мой тогдашний детский
взгляд мужик совершенно потрясающий. Как говорили у нас в
Баку «свойский», очень остроумный, ещё одно достаточно
избитое выражение «рубаха парень» без которого не обойтись,
очень всесторонне одарённый человек. В фильме «Поет Муслим
Магомаев» в самом его начале на экране появляется чеканка –
портрет Муслима Магомаева старшего, так вот, эта чеканка
выполнена руками Вики Трояновского...
Как то в начале лета 1969 года вся компания собралась у Вики
дома.
Хозяин он был очень гостеприимный, впрочем это скорее правило
чем исключение в Баку... Не гостеприимных Бакинцев мне знать
не довелось.
Так вот тёплый Бакинский вечер, улица Самеда Вургуна, второй
этаж...
Все двери на распашку, компания ввалилась к Вике прямо с пляжа
("Шихово")
Народу много и прости меня читатель, если я оставлю кого–то за
кадром давно это было...
Кто на кухню, кто за пианино, кто просто в телевизор - собирались
ужинать...
Совсем не в качестве лирического отступления, а как раз в
качестве утверждения
могу сказать, что эти посиделки (где бы они не происходили, а
происходили они у нас, у Муслима, у Вики, у Алегровых..и еще в
нескольких Бакинских домах) были самыми великолепными
моментами в моей детской жизни, конечно с тем условием, что
меня не отсылали к бабушке...
Вечер в разгаре, много шуток, анекдотов, разговоров / споров в
основном о музыке... Вокруг Муслима не могло не возникать
разговоров – споров о музыке...
Само его существование в этом мире уже сама музыка...
К чести всех тогда присутствующих музыкально образовательный
уровень компании был весьма высок. И я не говорю о
консерваторских дипломах...
По каким – то необъяснимым причинам люди занимались
самообразованием
Музыкальные пристрастия / вкусы были очень тонкими, люди
были очень требовательными... ну так вот Муслим привез из за
границы несколько пластинок Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Френка Синатры, Рейя Чарльза, Стива Лоуренса и эти пластинки по очереди взгромождались на радиолу под гордым названием «Ригонда»,
почти лучшее в то время, чем мог гордится советский человек (не
спекулянт), и восхищениям не было конца...
Муслим был, как всегда в центре ситуации, то садясь к пианино и
моментально показывая тот или иной музыкальный ход, то
возвращаясь к столу, что бы продолжить трапезу – разговор...
Элла Фитцджеральд пела арию Клары из Гершвиновской «Порги и
Бесс»
И Муслим подыгрывал импровизируя и в полголоса пел вместе с
пластинкой...
В такие моменты компания замирала!!!!!!!!! Он умудрялся так
органично подпевать Фитцджеральд, что захватывало дух...
Я пытался быть не видимым на сколько мог, ибо могли
изгнать...сидел в углу и пытался делать вид, что меня вообще
нет... в тот вечер удалось...
В разгар вечера (это приблизительно часа в 2 ночи, только теперь
я могу оценить демократичность или иными словами пофигизм
моих родителей) речь зашла о простоте мелодиий... говорили, что
шлягер, так в те времена называли наиболее популярную в
обществе песню, как правило очень проста мелодически, но тем не
менее, утверждал Муслим не должна быть уж совсем «дешёвой»
и иметь хотя бы оттенок благородства... Под благородством
подразумевалась работа оранжировщика... умеющего превратить
простоту мелодии в волшебно наполненную партитуру для
эстрадно–симфонического оркестра.
Было шумно, очень интересно и весело и я думаю, что почти
никто не заметил как Муслим что – то стал записывать на
салфетке... я заметил это только по той причине, что практически
не отрывал от него глаз весь вечер, впрочем, тогда мне было
совсем не понятно, что он делает...
Только спустя несколько лет я понял , что музыку можно
записывать не имея рядом инструмента ибо музыка в тебе, вернее
в НЁМ !!!
"Шихово" тогда был самый популярный и наверное самый близкий к
городу пляж и поэтому предпочитали ездить туда. Иногда Муслим
брал в филармонии небольшой «рафик», что бы поместились все и
мы отправлялись на пляж.
На следующий день вся компания опять отправилась на пляж...
Муслим великолепно плавал. Присутствовал «Ритуал первого
нырка» Муслим входил в воду приблизительно по пояс, затем
набирал воздух и нырял... И появлялся, несколько минуту спустя, в моём детском представлении, где-то на линии горизонта!!!!!!!!! Расстояние
которое он покрывал под водой пугало и восхищало
одновременно! Многие пытались посоревноваться но на моей
памяти так никто и не смог даже приблизится к его расстоянию.
Все как правило выныривали гораздо раньше в то время, как он
продолжал плыть под водой все дальше и дальше. Тот день
ничем не отличался от других за маленьким исключением.
В тот день перед тем как нырнуть он раскинув руки в стороны (в
последствии этот жест стал очень знаменитым) как бы выдыхнул:
« О, море море!»
Он почти пропел эти несколько слов (нот) а затем, как всегда
нырнул и исчез на некоторое время...
Фразу подхватили и в течении дня практически не было момента
что бы кто–то её не произнёс, либо входя либо выходя из воды....


Через пару дней, мама приготовила что–то из еды и мне было
поручено доставить всё это на улицу Хагани то-есть Муслиму.
Задание не было необычным, и подобное практиковалось весьма
часто в связи с тем что Муслим был занят на записях, репетициях,
съёмках, иногда просто много работал дома и вот тогда мне
выпадала особая честь «доставить» еду ему прямо на дом...
И вот я с парой кастрюлек поднимаюсь на второй этаж на улице
Хагани....
На ступеньках сидят «девочки» все здороваются я
отвечаю...смешно....
Муслим усаживает меня за стол (никогда не любил есть один) мы
перекусываем...
И он зовёт меня к роялю...
- Так вот текст. Читай....
- Иль маре страна
- люна лонтана
- вестелле гриджи
- ке пьянго иль кор
- синьёр пердонами
- дорни бельджорно
- да ми лавита
- да ми ля мор
- Так, нормальненько! Сейчас кое что запишем!!!
Это были самые любимые слова в моей жизни!
Рядом с роялем (кстати это был тот самый рояль Муслима
Магомаева старшего).

На небольшом и низком столе, скорее напоминающем тумбочку,
стоял невероятный по тем временам магнитофон – «Грюндик – ТК
46»...
Ну во первых он был стереофонический и к нему были
подсоединены колонки (такая же непостижимая роскошь в те
времена, как и сам магнитофон), который имел способность
обрабатывать звук так, что казалось запись сделана в студии...
Иными словами в нем присутствовал ревербератор, (мечта всех
вокалистов) который украшал записываемый звук, превращая его
в почти студийный!!!
Итак Муслим сел к роялю и наиграл / напел субтоном песню...
Вернее, как я понял потом, это был только пока припев...
- Повтори, только в полный голос!
Его руки вновь легли на клавиатуру - передо мной стоял
микрофон, запись пошла...и я запел...
Первый блин естественно комом, тональность Муслиму не
понравилась....
- Так, это низенько....( и он поднял тональность по моему тона на
три)
- А ну ка, давай опять....
- Иль маре страна
- люна лонтана
- вестелле гриджи....
Обычный детский голос, почти не имеет предела, а мой по словам
Муслима был
Ещё более гутаперчивый, если так можно выразиться, чем у
других детей....
И поэтому ему нравилось, когда голос звучал, почти на пределе,
но в тоже время сохранял возможность правильно
интонировать.....
Он это объяснял тем, что ребенок не может пока переживать
смысл текста, тем более, что текста ещё нет, но зато
присутствует драматизм , пусть даже немножко искусственно...
Вообщем дублей мы сделали штук 50.....и наверное продолжали
бы но раздался звонок, и мама сказала, что мне нужно домой,
потому что уроки не сделаны.... сонатина не выучена - и речь
пошла о каком-то коне который где-то не валялся..... или
нигде не валялся, я тогда понять не мог....
Муслим меня выпроводил со словами:

- Учи текст наизусть!!!
- Завтра будем писать снова....
Но на завтра мы ничего не записывали, потому что Муслим
пришёл к нам ужинать и они долго потом сидели с отцом на
балконе, курили, пили чай и отец показывал Муслиму свои стихи...
они засиделись, как всегда за полночь, меня естественно
отправили спать и только несколько дней спустя когда мы пошли
к Муслиму на чай я услышал русский текст (первую версию)
«Синей вечности». И вот как звучал самый первый вариант припева:
О море море
Грудью о скалы
Ты разбиваешь
И горе и боль
Море возьми меня
В дальние страны
В дальние страны
К моей Асоль!!!!
Муслим сел к роялю и уже не я а ОН в полный голос запел.....
Конечно восхищению не было предела...начало было положено,
Муслиму понравилась идея... потом текст менялся постепенно
превращаясь в то что потом стало «Синей Вечностью»
Очень смешно обсуждались строчки:
«Ты разбиваешь И горе и боль»
и
«Море возьми меня В дальние страны»
Муслим сказал, что стихи замечательные, но нужно всё
переделать!!!
Отец остолбенел, потому, что если замечательные, то почему
переделать??
- Геночка, переделать надо потому, что в таком виде стихи ни
один Худсовет не пройдут....!!!!!!!!!!
- Вот я вам сейчас расскажу как всё будет происходить...
- Послушают песню а потом.....
- Вы что, товарищ Магомаев, куда это вы собрались???,
- В какие такие страны - говорил он копируя голосом одного
достаточно известного тогда главного редактора....председателя
Худсовета....

- И потом, продолжал он, что значит
«Ты разбиваешь И горе и боль» ????????
- Какую такую боль??
- Какое такое горе????
- Вы это о чём – в стране победившего социализма!!!!!!!!!!!????????
- не надо нам про боль и горе....
- Мы войну выиграли, а тут понимаешь выходит на сцену молодой
человек, и начинает нам про горе, понимаешь, про боль, понимаешь, и в
добавок собирается куда-то в какие–то, понимаешь, дальние
страны....
Не хорошо товарищ Магомаев, не по советски!!!!
У всех присутствующих начался истерических хохот, потому что
схожесть была потрясающая да и тема была близка всем как
никогда.............
Началась переделка текста....
В семейном архиве есть фотография, которая так и называется
«Синяя Вечность»
На фотографии Муслим и отец в момент работы над текстом...
Фотографировал всё тот же Вика Трояновский и ценна она именно
тем, что никто не позировал - это рабочий момент, на обороте
рукой отца написано
«Синяя Вечность – 1969 год»

Геннадий Козловский и Муслим Магомаев. «Синяя Вечность – 1969 год» С персонального сайта Муслима Магомаева http://magomaev.info/
Геннадий Козловский и Муслим Магомаев. «Синяя Вечность – 1969 год» С персонального сайта Муслима Магомаева http://magomaev.info/


Через некоторое время Муслим в очередной раз улетел в
Москву....
А ещё через пару недель в одно субботнее утро у нас на ул.
Лейтенанта Шмидта раздался телефонный звонок...
- Завтракаете??
Отец взял трубку
- О, Муслим, привет, да завтракаем....
- Включите телевизор....
- Включаем...
- Включите Москву...передача – «Сднем Рождения» (это был как
бы про образ в последствии ставшей очень популярной передачи
«Утряняя почта», вели передачу тогда очень популярные молодые
ребята Иванов и Трифонов)....
- Включаем...смотрим....
- Смотрите, потом созвонимся...
Мы приникли к телевизору, завтракать естественно уже никто не
мог и вот на экране ведущие...

Иванов – «Дорогие друзья у нас сегодня очередной день
рождения, но он не совсем обычный, у нас сегодня день рождения
песни....
Стихи Геннадия Козловского музыка Муслима Магомаева – «Синяя
Вечность», поет Муслим Магомаев...!!!!!!!!!!
А дальше уже как говориться всё принадледит
истории !!!!!!!!!!!!!!!!!