«Москвич» – Ты просто Космос!

19 April

Помните, 12 апреля 1961 года, Юрий Алексеевич Гагарин, отправился в первый полет в истории человечества? Весь мир помнит и чтит!

Но сегодня – 19 апреля, и дата будет отсчитываться от года 1970-го!

«Москвич» – Ты просто Космос!

Ровно 50 лет назад, состоялось событие, которое, в масштабах автомобильного мира, до сих пор никто не осмелился повторить – ралли-марафон Лондон-Мехико! Трасса ралли проходила по дорогам 25 стран - изнуряющим трассам Европы (7342 км), сложнейшим дорогам Южной (13920 км) и Центральной (4548 км) Америки! Итого - 26000 километров! На этом, мягко говоря, длинном пути, который некоторые и сегодня, проезжают за год езды, гонщикам предстояло буквально пронестись по серпантинам Балкан и Альп, скалистому бездорожью Аппенин, забраться к облакам Кордильер, пройти сквозь снежные заносы и туманы Португалии и Уругвая, преодолеть грязь Чили и Боливии, пройти испытание кислородным голоданием «дороги Инков».

Боевые автомобили и технички, перед стартом этапа
Боевые автомобили и технички, перед стартом этапа

Кто же Наши Герои, которые отважились на столь бескомпромиссное соревнование? Это простые парни с АЗЛК! На новеньких Москвичах 412, они представляли наш завод на беспрецедентном Ралли Века, состязались с именитыми гонщиками с мировыми именами, такими как Ханну Микола, Тимо Мяккинен, Собеслав Засада, Роджер Кларк, на не менее именитых автомобилях – Ford Escort, Porsche 911c, Mercedes, BMW 2002, Rolls-Roys, Alfa-Romeo, SAAB, Volvo, Volkswagen, Peugeot, Fiat, Citroen, и др.! Всего из Лондона стартовали 98 автомобилей, 40 различных марок, среди которых были и 5 Москвичей…

Перенесемся на секунду в наше время: на днях, мне удалось побеседовать с непосредственными участниками тех событий: Ю.И. Лесовским, А.Н. Сафоновым, В.Б .Ржечицким,, а так же, несколько лет назад, с Уно Аава, в Эстонии.

Подготовка к соревнованиям началась после того, как из «Автоэкспорта», пришла весть об участии нашей команды в грандиозном событии. Прежде всего, предстояло собрать надежную команду. Задача непростая, и ошибка в составе могла стоить очень дорого… Роман Александрович Чертов, один из основателей спортивного отделения на МЗМА (с 1969 года АЗЛК), знал всех заводских спортсменов, как свои пять пальцев. Да и сам не раз выступал на различных ралли, был чемпионом СССР. Но руководителем команды был назначен Карл Владимирович Сочнов, автоспортсмен и тренер нашей сборной. Выбор был нелегкий – первый ратовал за состав экипажа из трех человек – дистанция велика, взаимовыручка, и, самое главное, отдых. В расчете на троих он хотя бы возможен (водителю постоянно нужен штурман, следящий за маршрутом). Второй переживал за вес автомобиля, и так снаряженная масса доработанной машины, плюс запчасти и все необходимое – шлемы, провиант, сувениры, кислородный баллон – добавляли немало веса, а тут еще один член экипажа с дополнительным скарбом! Споры были жаркие, но время не ждет. В тесном сотрудничестве с директором завода Валентином Петровичем Коломниковым и руководителем «Автоэкспорта» Владимиром Михайловичем Петровым, определился список спортсменов.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Боевые машины:

Стартовый №21 / Гос.номер 05-01 авт

Иван Астафьев / Александр Сафонов / Геннадий Гаркуша

Стартовый №28 / Гос.номер 05-02 авт

Юрий Лесовский / Эдуард Баженов / Леонтий Потапчик

Стартовый №40 / Гос.номер 05-03 авт

Сергей Тенишев / Валентин Кислых / Валерий Широченков

Стартовый №71 / Гос.номер 05-04 авт

Владимир Бубнов / Каститис Гирдаускас / Гуннар Хольм

Стартовый №84 / Гос.номер 05-05 авт

Виктор Щавелев / Эммануил Лифшиц

Экипажи техничек:

Гос.номер 05-09 авт

Карл Сочнов (капитан команды) / Контантин Акилов

Гос.номер 05-10 авт

Александр Терехин / Юрий Полторацкий / Евгений Андреев

------------------------------------------------------------------------------------------------

Поскольку пройти весь маршрут в тренировочном режиме всей команде, не представлялось возможным, решили, что на разведку трассы поедут: В. Широченков и В. Кислых – Европейскую часть, а У.Аава и К. Сочнов – пропишут Южную Америку. Удивительно, но через некоторое время, в отеле Парижа, эти две группы встретились на один вечер – Валерий с Валентином уже проехали Болгарию, Югославию и Францию, побывав в Португалии, и на утро выезжали в ФРГ, Австрию и Венгрию. А вторая группа собиралась вылетать в Рио-Де-Жанейро, где их уже ждал красный Москвич, с прошедшей выставке в Сан-Пауло!

Прилетев в Рио, они задержались с выездом, таможня никак не выдавала автомобиль, пришлось даже ехать в МИД, и в итоге, разрешение было выдано, но, Сочнова в последний момент срочно вызвали в Лондон. Перед стартом было много организационных моментов. На его место, прислали Крывдика, гонщика из Львова.

Уно Хенрикович Аава «По маршруту ралли мы поехали вдвоем, но времени прописать трассу и вернуться в Рио, чтобы передать легенду нашим спортсменам, уже не было, 19 апреля было уже на носу. Поэтому ехали один отрезок, размножали в Торгпредстве легенду на 5 экипажей и 2 технички, и отправляли их в предыдущее Торгпредство. Первый такой участок был до Монтевидео, там пилотный талмуд дорожной карты, был отправлен в Рио. Так мы и добрались до Перу, прописывая участок за участком. Это были тысячи километров, сложных километров. Когда ралли закончилось, мне, в качестве премии, выдали Москвич 427, красного цвета».

Тем временем в Лондоне, команда готовилась к старту...

Команда Москвич
Команда Москвич

В Лондоне, за несколько дней до старта, Карлу Сочнову, вместе с представителями Торгпредства, удалось договориться с фирмами Шелл и Данлоп, об обеспечении топливом и покрышками, а с фирмой Кони, о снабжении амортизаторами. Перед стартом, закупили гоночные костюмы на всю команду, не досталось размера только тучному Ивану Астафьеву. В срочном порядке, пришлось менять в стартовых ведомостях Стасиса Брундзу(очевидно, на возможность такого путешествия, сказалась работа на оборонном предприятии), на Геннадия Гаркушу, причем без гарантий, что тот пройдет все таможенные посты ( в зависимости от того, успеют ли дойти исправленные стартовые ведомости на конкретную таможню).

После старта, Лондон.
После старта, Лондон.

«Я проехал всю трассу,- делился перед стартом секретарь ралли, Джон Шпринцель,- честно говоря, второй раз ехать, большого желания нет. Но ведь вы спротсмены – люди, ищущие трудности! Вы их найдете! Это ралли будет интереснее во-сто крат, чем Лондон-Сидней! Это я вам гарантирую! Только смелые должны принять старт, только герои его закончат!»

Регламент ралли, содержал пункт, что на борт корабля в Буэновентуре, погрузят только первые 35 экипажей. На вопрос «Что если доберется больше?», Джон ответил – «Немногие одолеют 16000 миль в длину, и 16000 футов в высоту! Главное, чтобы до финиша добрался хоть один экипаж, а то некому будет вручать призы!»

Юрий Иванович Лесовский: «На завод я пришел 13 летним пацаном, сразу после войны. Первые соревнования состоялись в 1956 году. Всесоюзные ралли Москва – Рига – Москва. А уже на вторых таких ралли, мы с Ржечицким взяли второе место! Это был примерно1558 год. После удачного завершения прошлого ралли-марафона Лондон-Сидней, которое мы с проехали с Уно Аава, взяли меня и в эту команду

…Мотор пел на высоких нотах. Юрий непрерывно переключал передачи. Вторая, третья и снова вторая, газ в пол, тормоз, первая, поворот, и снова все по кругу. Так же непрерывно мелькали руки на руле, еле успевая за меняющимся направлением и рельефом.

Дурацкая коробка!, никак нужную передачу не найдешь!...,- бормотал про себя Юрий. – Вторая перекручивает, а третья не тянет

Еще и еще поплясав по крутым серпантинам подъема, больше похожего на туристскую тропу, чем дорогу для автомобилей, то заставляя автомобиль идти в поворот, то выхватывая его из излишнего заноса, выискивая места, где машину не так сильно колотило днищем о камни, машина наконец, вырвалась на заросшую лесом макушку горы, и быстро набрала скорость.

-Прямо 600, дуга направо 100, резко налево. Осторожно, обрыв! - размеренно диктовал Эдик.

Через пол-часа смена,- сказал негромко Юра Эдуарду Баженову , сидевшему в кресле штурмана. Сзади неуклюже ерзал из стороны в сторону спящий свой законный час, мгновенно отключившийся после своей смены за рулем, Леонтий Потапчик. До Ла-Паса оставалось 1200 километров…

Ситроен ДС 21
Ситроен ДС 21
«Москвич» – Ты просто Космос!

Вадим Борисович Ржечицкий: «Подготовка автомобилей для Лондон-Мехико начиналась с закладки листов железа в прессы, например были сделаны утолщенные пороги, и заложены в сварной робот. Далее на конвейере, шла сборка. Каждый, кто собирал эти машины, старался заложить максимальное качество и надежность в узлы и агрегаты. И мы, спортсмены, дополнительно подсказывали и помогали собирать эти автомобили. Анатолий Цымбал был отправлен в Уфу, и контролировал селективную сборку моторов. Благодаря этому, удалось собрать моторы от 82 до 85 л.с., тогда как стандартный выдавал 75 л.с. От форсировки отказались – было известно, что в Латинской Америке очень низкокачественный бензин, форсировка повысила бы риск прогорания поршней. На меня была возложена задача обкатать машины. Примерно было накатано по 5000 км на машину, после чего все еще раз разбиралось и собиралось, чтобы исключить дефекты

Александр Николаевич Сафонов «Начал выступать на ралли в 1962 году, среди заводской молодежи (ралли "Весна" и др.).Был в числе энтузиастов картинга - своими руками собрал карт, и в 63 году стал бронзовым призером Чемпионата СССР (класс 175см3). К моменту ралли-марафона, завоевал титул чемпиона Москвы по ипподромным гонкам на Москвиче, чемпионом Москвы по картингу, много ездил на всесоюзные соревнования, первенства СССР. Когда Чертов сообщил мне, что я еду в это ралли, я выразил сомнения, на тот момент у меня был титул чемпиона Кубка Дружбы Соц. Стран по картингу, который хотелось бы подтвердить и в этом году. Но Роман Александрович все-равно включил меня в команду. Наш экипаж не доехал до конца. В итоге мы проехали около 16 000 километров до момента аварии, и если бы не регламент ралли, предполагающий наличие всего экипажа на финише, доехали бы и туда. Дальше мы двигались на разбитом автомобиле до Ла-Паса, где к нам присоединился Кривдик. Оттуда добрались до Кито по дороге отремонтировав лопнувший от удара задний мост, а дальше на самолете в Мехико, на финиш ралли. Нас с ребятами, принял у себя в мастерской, художник Давид Альфаро Сикейрос, вручил памятные подарки. В ответ мы подарили ему сувениры, в числе которых была и коллекционная модель Москвича! »

…Иван сел за руль, потирая сонное лицо, воткнул передачу и резко тронул с места, нельзя было терять ни секунды. Скоростной участок в девятьсот с лишним километров по горным дорогам, предполагал среднюю скорость немногим меньше 100 км/ч, которую невозможно было выполнить никому, но нужно было максимально снизить опоздание на КВ. Гена пересел назад, а Саша судорожно искал в легенде место, за которое можно зацепиться.

- Иван, не топи, я не привязался к месту – произнес он.

- Ничего, прорвемся, пока привяжусь к нашим, - сказал он, вглядываясь в клубы пыли, оставленные только что обогнавшим Москвичом Каститиса Гирдаускаса, и пытаясь угадать следущее направление серпантина, крутизну поворота. К слову сказать, экипаж Кастиса недавно вытаскивал из пропасти, улетевшего с трассы, чемпиона прошлых соревнований - Лондон Сидней - Эндрю Кована и его штурманов Брайана Койла и Ульдарико Оссио, для них гонка была закончена. Но, вернемся в салон Москвича. Клубы пыли заполняли все пространство перед лобовым, не помогали даже 4 фары Сиби, установленные для ночных этапов. Вдруг, переднее левое колесо провалилось, и машина резко пошла вниз. Сколько оборотов через крышу, Александр сосчитать не успел, десяток метров пролетел автомобиль вниз, вытряхнув в одном из оборотов, через открывшуюся дверь Ивана Астафьева, а через мгновенье, прокатился по нему крышей, раздавив грудную клетку.

- Живой?- спросил Александр Гену, не обнаружив никого на месте водителя, и одновременно выбираясь из машины.

- Пойдем искать Ивана,- ответил Геннадий, пытаясь открыть дверь. В двадцати метрах затормозил Москвич, сделавший петлю по серпантину.

-Смотрите, Москвич падает - прямо на глазах Каститиса, Москвич №21, сорвался с обрыва, кубарем полетел вниз, и, через мгновения, замер возле дороги. Остановившись Кастис, Володя и Гуннар вылетели на помощь друзьям по команде. Ивана нашли недалеко от машины, быстро погрузили в Москвич и помчались в больницу, а Александр и Геннадием остались с машиной. С замиранием сердца смотрели они через дорогу, там начиналась пропасть, которая простиралась вниз на километр...

Порше тоже участвует в этом безумстве!
Порше тоже участвует в этом безумстве!

Бесконечные, сотни километров серпантинов
Бесконечные, сотни километров серпантинов

Огромную роль, сыграли для нашей команы две технички – Москвичи-универсалы 427 модели. Их снаряженные массы достигали 2,5 тонн! Кто знал в Москве, что может выйти из строя на столь жестоких дорогах, а надо обслужить 7 машин!

Трудно сосчитать, сколько всего было отремонтировано! На одном только автомобиле Виктора Щавелева поменяли сломанный рычаг в Европе, а в Ю.Америке меняли балку подвески, вкладыши и прогоревший поршень. Сменили примерно по 5 комплектов колес на каждой машине! И все это в разное время. Обслуживали машины и на стоянках, во время передышек, приходили на помощь и своим, и чужим экипажам.

Высоко в горах лежит снег, дорога на время сменилась на зимнюю
Высоко в горах лежит снег, дорога на время сменилась на зимнюю
Привал/ТО. Технички шли по трассе бок о бок с боевыми Москвичами!
Привал/ТО. Технички шли по трассе бок о бок с боевыми Москвичами!
БЛМС 1800
БЛМС 1800

Один месяц и 12 дней шло это грандиозное соревнование! 400 с лишним часов за рулем, с перерывами на переправы и небольшой отдых между этапами. И это была отнюдь не туристическая прогулка, спецучастки достигали по протяженности почти 1000 километров! Например, спецучасток в Аргентине, сотавлял 321.9 километров, а пройти его надо было за 3 часа 30 минут. В это время уложились всего 19 машин, среди них и наш экипаж Юрия Лесовского. И если до этого спецучастка, многим участникам удавалось уложиться в заданное время, то дальше начались проблемы. Как вам спецучасток в 820,8 километров за 8 часов? Или 434 км за 5 часов? До Ла-Паса в Боливии, дошли всего 39 машин!Самым быстрым на тот момент был экипаж Ханну Миккола, с пенализацией в 3 часа 52 минуты. На этих спецучастках сошли 2 наших экипажа, разбился экипаж победителя ралли Лондон – Сидней – Эндрю Кована. Ломались машины, не выдерживали нагрузки люди, от усталости сдавали нервы. Надо отметить тот факт, что после аварии, отправив Ивана Астафьева в больницу, Александр Сафонов с Геннадием Гаркушей, продолжили движение! Без лобового стекла, они добрались до Ла-Паса, где, с помощью Кырдика отремонтировали задний мост, и доехали в этом составе до Кали!

Москвич - среди 19 машин, уложившихся в регламент: 321.9 км за 3ч30м
Москвич - среди 19 машин, уложившихся в регламент: 321.9 км за 3ч30м

На спецучастке в Перу, наш экипаж №28, при дистанции 901.2 километра и норме в 11 часов, набрал 4 часа 41 минуту пенализации, уступив 1 час 36 минут Тимо Мякинену, и 3 часа 20 минут Ханну Миккола, войдя в 15 быстрейших экипажей с/у! В итоге в порт Кали (Буэнавентура), 21 мая, добралось всего 26 машин! Дистанция на тот момент составляла 21 646 км. Погрузившись на огромный паром Верди, и пройдя сеть шлюзов по Панамскому каналу, не побоюсь этого слова, выжившие, вышли в море, «заточенные» на «плавучей тюрьме» супер люкс-класса, на целых трое суток. В порту Кристобаль, машины разгружали всю ночь, пока гонщики отсыпались в каютах. И даже за эти трое суток, случилась, пожалуй, самая безобидная поломка за все ралли – на Мерседесе спустило колесо!! До конца гонки оставалось «всего» 51 час гонки и 4500 километров…

Погрузка на корабль в порту
Погрузка на корабль в порту

"Дорога Инков"! 901.2 км за 15 часов 41 минуту! На Москвиче! Каааак???
"Дорога Инков"! 901.2 км за 15 часов 41 минуту! На Москвиче! Каааак???

Это лишь маленькая иллюстрация того подвига, который совершили спортсмены на том ралли. Вот, что говорили про это соревнование, мировые звезды автоспорта:

«Самый страшный сон в моей жизни» Р.Ааалтонен (Форд-Эскорт №46)

«Это была самая трудная трасса, с которой я сталкивался за все годы, что сижу за рулем автомобиля» Ханну Миккола (Форд Эскорт №18)

«Все мы очень устали. Но наша усталость не идет ни в какое сравнение, с «усталостью» автомобилей» Собеслав Засада ( после этапа «Дорога Инков».)

«Москвич» – Ты просто Космос!

…до финиша добрались только 23 экипажа, 13-ти марок.

Первое место заслуженно досталось Ханну Миккола на Эскорте, а команда Форд, заняла 1 командное место. Из 9 Фордов, до финиша дошли только 4…

Второе командное место досталось команде Бритиш-Лэйланд, из 10 стартовавших, маршрут осилили всего 3 экипажа.

А теперь самое невозможное, невероятное и удивительное! Да, наши Москвичи - ТРИ наших машины из ПЯТИ стартовавших, пришли на финиш, заняв 12, 17 и 20-е место в абсолютном зачете!

«Мы заняли тогда 3-е командное место, уступив Фордам(2000см) и Бритиш Лэйланд Корпорейшн(1800см) Это было непросто!» Ю.И.Лесовский

«Раллийный гонщик, никогда не должен сдаваться! Никогда! Никогда!!» Тимо Мякинен

Сейчас, спустя годы, я не могу себе представить другую советскую марку на этом почетном месте, делайте со мной, что хотите! Москвич – самый народный, самый душевный, самый любимый и вызывающий теплые чувства автомобиль, что я знаю! А люди, которые его собирали - самые настоящие, Люди с большой буквы!

Сегодня, в 2020 году, у нас нет шанса переоценить Первый полет Юрия Алексеевича в космос – он наш безусловный Герой!

Но есть шанс недооценить подвиг наших раллистов, занявших 3 место в этом ралли-пекле, самом сложном соревновании ХХ века, в далеком 1970 году, ровно 50 лет назад! Этим можно и нужно гордиться, и никак нельзя забыть!

Виктор Журлов

КВ
КВ
Использованы фрагменты из книги К. Сочнова "Крутые дороги ралли"