Каждый год десятиклассники Павловской гимназии пишут курсовую работу. Перед ребятами очень много вопросов: как выбрать тему, разобраться с тем, что писать, как оформить, презентовать, а главное – увлечь своей идеей других. Карим Сафаров, ученик 11 класса, рассказал, как ему удалось совместить в курсовой работе, казалось бы, несовместимое, и дал несколько советов нынешним десятиклассникам.
– Карим, расскажи, о чем была твоя работа и почему ты выбрал именно эту тему?
– Название, конечно, несколько претенциозное «Терменвокс 2.0. Расширения звукового спектра терменвокса с целью создания полифонического звучания». Но я всегда ставлю перед собой амбициозные цели. А всё началось с передачи по телевизору про известного российского физика Льва Термена. Я услышал звучание придуманного им музыкального инструмента в начале 20 века и был сильно впечатлен, поэтому решил глубже познакомиться с этим изобретением. «Неземные», отчасти какие-то искусственные или электрические завывания его инструмента, думаю, многие слышали. Например, в произведениях современного французского композитора и исполнителя электронной музыки Жан-Мишеля Жаре.
Так и родилась идея выбрать темой курсовой работы изучение основ звучания электроприбора. Хотелось разобраться в физических явлениях, создающих его красивый, уникальный «голос».
– Тебе, наверное, пришлось поработать с большим количеством источников?
– Да, пришлось много чего почитать и изучить. Но мне помогали мой научный руководитель Валентина Григорьевна Соловьянюк-Кротова и учитель физики Вера Сергеевна Бойкова.
– А как повлиял на ход работы режим самоизоляции?
– Преподаватели в любую секунду были готовы выслушать и подсказать пути решения возникающих промежуточных вопросов. Единственное, трудно было найти необходимые элементы и оборудование для сборки своей версии терменвокса. Поэтому мое «маленькое» изобретение пришлось упрощать: теперь у него нет своих динамиков, его надо подключать либо к внешней аудиосистеме, либо к компьютеру, чтобы услышать «голос».
– Планируешь ли ты дальше развивать проект с терменвоксом?
– В будущем хочу детальнее проработать патентоведческое дело. Ведь я не успел до конца оформить проект патента на свою модель терменвокса. Патентование – эта отдельная отрасль деятельности. Пока я коснулся только вершины айсберга. Но помню мудрые слова – дорогу осилит идущий.
– Помимо того, что ты погрузился в тему и разобрался в ней, чему еще ты научился за время работы над курсовой?
– Я отлично прокачал навык постановки целей и задач, которые помогают достигать конечный результат. То есть теперь я знаю, как идти к тому, что задумал.
– Какие советы ты мог бы дать десятиклассникам, которым в этом году только предстоит делать курсовую?
– Первое, и это самое главное и сложное – определить, что тебе нравится, и постараться связать эту тему с профильным направлением. У меня, например, получилось «подружить» музыку и физику. Второе – регулярно ходить к руководителю. У каждого учителя в Павловской гимназии можно почерпнуть фантастическое количество идей, они видят нюансы. С их подсказками работа идет проще, ты успеваешь всё сделать вовремя, а не за неделю до предзащиты. Время летит очень быстро, и не замечаешь, как подходит финишная черта. Надо успеть, в хорошем смысле, насладиться процессом работы над проектом. Желаю всем ребятам из 10 классов удачи!