Правда ли, что на асфальте шипованные шины неэффективны?

8 February

Нынешняя зима долго прикидывалась поздней осенью. И многим могло показаться, что шипованная резина – отнюдь не лучший выбор, чтобы ездить по чистому асфальту…

Правда ли, что на асфальте шипованные шины неэффективны?

Действительно: ощущения часто говорят водителю, что шипы мешают тормозить на сухом асфальте. Но результаты тестов нескольких ведущих изданий показывают: у шипованных и нешипованных моделей тормозной путь отличается не критично, другими словами — в пределах погрешности измерений.

На влажном асфальте тормозной путь шипованной и нешипованной резины также почти не отличается. Почему так? Обыватели считают, что шипованная покрышка опирается шипами, а не протектором — то есть «скользит когтями». На самом деле, в городе и у «шиповок», и у «липучек» примерно одинаковые возможности!

Читайте также: «Бронепленка» для кузова: все плюсы и минусы

1. Протектор шипованных шин делают из более жёстких сортов резины — для более надежной фиксации шипов, и на асфальте такая резина работает лучше, чем мягкая смесь.

2. У современных покрышек под корпусом шипа есть специальная подложка из мягкой резины, что позволяет шипу утапливаться при езде по твердому асфальту.

3. Да, отверстия под шипы немного уменьшают пятно контакта. Вот только… в протекторе «фрикционок» намного больше прорезей-ламелей, что нивелирует разницу.

Получается буквально следующее. Вопреки популярному мнению, на чистой зимней дороге шипованные покрышки работают не хуже фрикционных. Конечно, многое зависит от конкретной модели, но по факту шипованные шины обеспечивают на асфальте тот же (а иногда даже лучший) уровень сцепления.

Читайте также: Какие машины россияне покупали 10 лет назад?

Вот экспериментальное доказательство. В тестах этого года, которые провели эксперты финского испытательного полигона Test World, упражнение «Торможение на сухом асфальте со скорости 80 км/ч» прошло со следующими результатами:

  • шипованные шины: разброс результатов от 29,2 до 34,5 метра;
  • фрикционные шины: разброс результатов от 30,0 до 32,2 метра.
И это главное опровержение расхожего мнения, будто на асфальте (что сухом, что влажном) шипованные шины работают хуже, чем покрышки без шипов.

Другое дело – управляемость. Обеим разновидностям покрышек испытатели Test World поставили плюс-минус похожие оценки. Но отдельно отметили следующее: на асфальте шипованные модели наделяют автомобиль вялыми реакциями и повышенным шумом, так что для горожан они действительно подходят не лучшим образом!

Этих же выводов придерживаются не только финны из Test World, но также шведы из журналов Vi Bilägare и Teknikens Värld. Аналогичное мнение озвучили наши соотечественники из «Авторевю».

А если ездить на летней резине?

Недавно эксперты «Авторевю» провели серию замеров тормозного пути на чистом асфальтовом покрытии со скорости 150 км/ч, чего до этого не делал никто.

Полноприводный кроссовер на шипованных шинах со скорости 150 км/ч будет тормозить более 100 метров: одна модель резины показала результат 105,6 метра, другая – 117 метров.

Этот же автомобиль, но на штатных летних шинах останавливается всего через 82,3 метра. Отсюда простой и понятный вывод: двигаясь по сухому асфальту на зимних (не обязательно шипованных) покрышках, надо держать заметно большую дистанцию! При этом эксперты, разумеется, не призывают ездить зимой на летней резине.

И вот почему. Даже когда асфальт кажется чистым и ровным, не надо расслабляться. Помните про опасность под названием «чёрный лёд» — это когда на дороге образуется тонкая корочка льда, которую не видно из салона автомобиля. Чаще всего «черный лед» появляется на трассах, путепроводах и мостах — там, где дорога продувается холодным ветром.

На этом покрытии летние модели абсолютно бессильны! И вообще, эффективность «лета» катастрофически падает при температурах ниже плюс 5-7 градусов.

Тех, кто боится, что шипы бесснежной зимой просто повылетают, успокоим. Если вы купили самую дешевую резину, то, пожалуй, этот миф оправдан. Но качество посадки «когтей» зависит исключительно от качества покрышки! У современных хороших моделей шипы укрепляются настолько крепко, что вырвать их почти невозможно.

Главный итог: выбирая шины, учитывайте ваше место обитания. Если автомобиль никогда не покидает улиц крупных городов, при выборе резины надо обращать больше внимания на асфальтовые показатели. А если приходится ездить по заснеженным и обледенелым участкам — на сугубо зимние свойства.

РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.

Если пост понравился, пожалуйста, нажмите палец вверх 👍 и поделитесь ссылками с друзьями в соцсетях.

И, конечно, подписывайтесь на канал РОЛЬФ и заходите почаще! Здесь поднимают самые интересные и важные темы.