Как китайцы строят российскую «Звезду»

15 July

Стройка века - судостроительно-судоремонтный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень регулярно рапортует об успехах. Спуск первого «учебного» корейского «Афрамакса», сдача передаточного дока, возведение крупнейшего сухого дока. Однако мало кто знает, что на возведении практически всей инфраструктуры мега проекта «Роснефти» трудятся китайские подрядчики, китайские рабочие и китайские судоверфи.

Столь короткая история «Звезды» изобилуют передачей активов. Проект в 2009 году запускали Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в партнерстве с южнокорейской судостроительной компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co.

В 2012 году Daewoo вышла из проекта, а ОСК передала 75% акций в пользу Дальневосточного центра #судостроение и судоремонта, который контролировали Газпромбанк, «Роснефтегаз» и «#Роснефть». Причем последняя должна обеспечить пилотную загрузку комплексу по эксклюзивному контракту. Об этом мы писали здесь.

В 2016-2017 годах на верфи запустили первую очередь мощностей. Это более 80 кранов различной грузоподъемности... в основном китайского производства. Например, госкорпорация Поднебесной China Heavy Industry Corporation Nantong в марте 2017 года поставила на «Звезду» 5 кранов, в том числе и «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн. Тот самый, который украшает все фотографии с завода.

Гордость верфи да и всего отечественного судостроения - самый крупный сухой док на территории СНГ длиной 485 метров и шириной 114 метров возводит China State Construction Engineering Corporation (CSCEC). Кстати, строят с опережением графика почти на два года. Четыре крана башенного типа с прямой стрелой грузоподъемностью 60 тонн и аналогичный «Голиаф» туда поставит китайская сторона.

Еще одно украшение верфи транспортно-передаточный док грузоподъемностью 40 тысяч тонн, который служит для операций с судами длиной до 300 метров с открытого достроечного стапеля завода построили за один год (!) на китайской верфи Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co., Ltd. (BSIC). Тут можно вспомнить историю со строительством дока для «Адмирала Кузнецова» - проблема, которую не могут решить который год.

Два азиатских гиганта на российской земле

По заветам Мао, практически все китайское судостроение находится в государственной собственности. После слияния двух корпораций China Shipbuilding Industry Corp. (CSIC) и China State Shipbuilding Corp. (CSSC), Поднебесная может строить все - от авианосцев и боевых кораблей до мега-контейнеровозов, нефтяных танкеров, буровых платформ и речных судов на батареях.

Однако у #Китая есть серьезный соперник в виде корейских гигантов, особенно Hyundai Heavy Industries Group (HHI) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME). За последних выступают европейские технологии, большая история и пока качество работ.

Но строительство комплекса «Звезда» (именно строительство, потому как возведение здесь судов идея спорная) - лакомый кусок для иностранных партнеров. Поэтому, когда отечественные подрядчики, и в частности «Строй Групп», не справились с задачей за контракты пошла борьба между корейцами и китайцами. Победила Поднебесная и конкретно концерн China Communications Construction Company Ltd. (CCCC), который выиграл также и тендер на третий этап строительства сухого дока и достроечных цехов с на поставкой кранов. Только этот этап оценивался в 19,8 млрд рублей.

Дноуглубительные работы акватории бухты Большой Камень будет проводить московский филиал СССС - АО «Китайская компания коммуникаций и строительства» - это 15,291 млрд рублей. Расширение преддоковой площадки делает тоже СССС, стоимость оценивается в 2,788 млрд рублей.

Кроме того, китайцам интересны поставки на завод металлопроката, а проблема отсутствия металла для «Звезды» очень острая.

Еще в 2018 году представитель китайской частной корпорации Hebei Bishi Industry Group Би Цзинань заявил, что соседи готовы инвестировать $1-1,5 млрд в создание в Приморье предприятия по производству листовой стали для судостроительной промышленности. В планах инвестора также - строительство коксохимического завода и электростанции.

В свое время Китай на партийном уровне рекомендовал металлургам выносить производства за пределы страны. Видимо это предложение часть этой программы.

Почему

Ситуацию образно обрисовал в свое время советник президента РФ Андрей Белоусов на деловом завтраке в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке:

«С моей точки зрения с большим отрывом будет выходить кадровая проблема. Мы запланировали большие стройки – БАМ, Транссиб, порты. Кто будет это все делать? Вчера были на «Звезде» , работают в три смены, все китайцы. Причем получают хорошую зарплату. Потому что в Приморье нет ни одной подрядной организации, которая могла бы на себя взять работу».

Выводы напрашиваются неутешительные. В #Россия нет ни людей, ни финансов, ни надежных подрядчиков, ни технологий, строим мы дольше и хуже даже китайских коллег. Далее, когда #верфь будет загружена на 100% все 7,5 тысяч предполагаемых рабочих также наверняка прибудут из Поднебесной.

При этом профильные министерства и квазибюджетные структуры регулярно субсидируют работы на верфи. За счет работающих российских граждан.

Как вывод

Скажем сразу, что мы не всепропальщики и регулярно пишем об успехах отечественного судостроения. Но радуясь за достижения «Звезды» стоит понимать, что все деньги от продажи российской нефти «Роснефти» ушли китайским подрядчикам. Российская сторона получила уникальный продукт, а не уникальные технологии.