Да и дом странный. С налётом готики – ну, Хенрик Шмал, а это, кажется, его работа, успел приучить Будапешт к этакой сказочной, немецкой, гриммовской готике, слегка, как вуаль, наброшенной на доходные дома времён Австро-Венгрии.
На хорошем месте, в самом центре, там, где дворцы Клотильды и Парижский двор. Но – тесно там, и двор получился какой-то зажатый, в несколько уровней, и ходы-лестницы – будто червяк в яблоке дорогу прогрызал.
Пока у дома был один хозяин, наверное, как-то поддерживался и стиль, и порядок...
По Будапешту маленькой компанией
183
subscribers
То, что Будапешт прячет от чужаков: внутренние дворики домов времен Австро-Венгрии, тайная жизнь города, буржуазная – человеческая – архитектура.
Loading...
Главного мастера по кованым кружевам австро-венгерского Будапешта звали Дюла Юнгфер. Все самые великолепные железные работы на рубеже XIX–XX веков сделаны им. Увы, он почти никогда их не подписывал. Я знаю только одно место, где стоит его печать...
Со словом «квартал» в венгерском языке такая же путаница, что и в русском. Теоретически это кусок городской застройки, ограниченный со всех сторон улицами. На практике в ходу выражения «Еврейский квартал» и «Квартал дворцов»; оба – скорее районы, «кварталов» в первом, строгом смысле слова в каждом наберётся несколько. Вся австро-венгерская, то есть основная, часть города застроена именно кварталами. От перекрёстка до перекрёстка – сплошная полоса фасадов, в которых только по входным портикам можно сосчитать количество домов, составляющих квартал...
Есть у меня в Будапеште нелюбимый архитектор. Он построил дом на улице Szűz с двором в виде бабочки и Szenes-ház на проспекте Thököly с бабочками в роли перил. Звали его Иштван Надь младший, работал он в эпоху модерна и изо всех сил старался сделать красиво. То есть – в цветочек и в завитушки. Самый симпатичный из построенных им домов находится как раз на нашей улице, и фасадом своим городской пейзаж, конечно, украшает...
Дом на площади святого Иштвана, слева от Базилики, откровенен до неприличия: его хозяину, пештскому купцу Ференцу Пихлеру, хотелось жить в венецианском дворце, и мечта его была исполнена. Ну, почти. Избалованные возможностью в два клика увидеть любой город и любой объект, мы посмеиваемся над архитектором, который построил, согласно желанию заказчика, нечто с ажурными арочками и кружевными оборочками, похоже, по памяти (а то и вовсе по чужим рассказам) воспроизведя в 1857 году основной мотив готического Palazzo Ducale...
Subscribe if you like this
That way, you'll never miss a story by this author
265. Витражи, бетон, портрет двор и другие радости будапештских прогулок
Гуляя соавторским коллективом по будайской стороне, по 11-му району, подкараулили мы приоткрывшуюся дверь и зашли. Что ж, здравствуй, новая версия будапештского двора! Казалось, что кружевные перила, кованые железные или литые чугунные – обязательная их принадлежность. Ан оказалось, и тут возможны варианты.
Галереи, окружающие двор, ограждение здесь имеют бетонное. Зато с орнаментами – так ножницами из бумажной салфетки, случается, вырезают, а тут из толстой серой плиты бетона.
Лестница оказалась и не спрятанной вглубь дома, и не вынесенной в отдельную лестничную башню. Оба варианта в городе встречаются, но здесь – промежуточный, компромиссный. Лестница во двор чуть-чуть выдвинута, но сплошной стеной от того двора прикрыта. И на каждом этаже – круглые витражные окна.
Дверь-то открыта была, потому что двор как раз дворник подметал. Семидесятидевятилетний дедушка, родом из «второго венгерского города», вот как. Я по лестнице бегала, а по-венгерски с ним разговаривала Валерия. «Из Дебрецена?» – похвасталась я пониманием венгерского взгляда на географию. Дедушка посмотрел с уважением.
А когда возвращались домой, на трамвайной остановке увидели плакат, призывающий петь рождественские песни a házban, ahol élsz, «в доме, где живёшь». В масках. Что делать, это было Рождество-2000. Экскурсии
По Будапешту маленькой компанией: gidvbudapeste.hu
https://www.facebook.com/...ya1/anna-bpgui
anna-bpguide.livejournal.co
Updating