Статьи
8 прочтений · 5 лет назад
Урок 3. "Наш первый университет" и факультет физики
Я люблю наши субботние занятия в домашнем кружке по двум причинам. Во-первых, потому что мы не только занимаемся русским языком, но в рамках проектных тем изучаем и русскую (и русскоязычную) культуру, историю, литературу. Узнаем о замечательных людях России. Готовя материалы для уроков, я сама очень увлекаюсь каждой нашей проектной работой. Когда мы читаем Бажова, я погружаюсь в мир Урала и самоцветов, когда изучаем российские города, я узнаю об уникальном музее Степана Эрьзи в Саранске, когда читаем о Пушкине, (виртуально) гуляю по Царскосельскому лицею (спасибо интернету)...
431 прочтение · 5 лет назад
Урок 17. Победителю - ученику от побежденного учителя
Заговорив на уроках о Василии Жуковском, я не могла обойти стороной историю о портрете, который Жуковский подарил молодому Пушкину после прочтения "Руслана и Людмилы" и подписал известными словами "победителю-ученику от побежденного учителя". Текст для прочтения я брала с сайта "Русская планета". Пушкин очень дорожил портретом молодого Жуковского. Этот портрет и сейчас висит над рабочим столом в кабинете последней пушкинской квартиры на Мойке. Так мы познакомились с ещё с одной гранью таланта...
5 прочтений · 5 лет назад
Урок 4. Факультет астрономии
В посте к 3. уроку я поделилась портретами Ломоносова, которые нарисовали мои ученицы. На последнем уроке появился ещё один шедевр. Но перед тем как мы займемся серьезными темами, следует расслабиться и поиграть, например, в игру "Зри в корень"! Это домино очень наглядно "объясняет" понятие однокоренных слов. Удивительно, что только одна девочка знала, что такое ледоход. Ну, если никогда не видел замерзшую Волгу, то и понятно... В немецком языке корень слова тоже называется "корень" (Wurzel или Wortwurzel)...
17 прочтений · 5 лет назад
Урок 5. Факультет минералогии и рудного дела
Так хорошо мы отдохнули на море, а потом так здорово "креативили" в осеннем лагере, что руки не дошли описать первое занятие второй четверти. 1. Урок мы начали с игр. Сначала просто чтобы познакомиться (ведь у нас в группе пополнение), потом на развитие словарного запаса. Игра основана на работе с текстом. На прошлом уроке мы как раз читали отрывок о приключениях Михаила Ломоносова в Германии и наткнулись на некоторые необычные слова: таверна, казарма, поесть досыта, сердобольный, вербовщик и другие...
12 прочтений · 5 лет назад
Урок 6. Факультет химии
Вчера в неполном составе, но в хорошем рабочем настроении "открыли" ещё один факультет в "первом российском университете". Домашняя работа Начинаем урок с проверки домашней работы 1. Пересказываем новость с ria.ru о предположительном местонахождении оригинальной Янтарной комнаты. 2. Второе задание было по тексту рассказа "Зеленая лампа" А. Грина из учебника "Русский без границ" (часть 3. Литература). Рассказ дается в двух частях. Я распечатала только первую часть и дала задание придумать продолжение...
24 прочтения · 5 лет назад
Урок 7. Предложный падеж
2 недели назад пришли только две ученицы, и я использовала этот урок, чтобы провести побольше времени на разбор домашней работы, провести работу над ошибками и закрепить знания по падежам. На дом я задавала написать свою концовку истории "Зеленая лампа" Александра Грина ( из учебника "Русский без границ"). Девочки прочитали свои истории,  а затем мы вместе исправляли и обсуждали ВСЕ ошибки. Это уже заняло полчаса. Потом прочитали, как заканчивается рассказ "Зеленая лампа" у самого А.С. Грина,  и ответили на вопросы по тексту (из учебника)...
26 прочтений · 5 лет назад
Урок 11. Гипатия Александрийская или " писать неправильно лучше, чем не писать вовсе"
Вот и наступил новый 2019 год. И чтобы начать новое полугодие с ощущением, что все дела прошлого года сделаны, запишу конспект нашего заключительного занятия проекта "Русский язык - язык науки". Хотя правильнее было бы назвать этот урок "Русский язык - язык поэзии", потому что мой муж опять занимался рифмоплётством с девочками и, как положено, на новогоднюю тему. Подозреваю, что ошибки не исправлялись, чтобы не мешать вдохновению :) Затем мы повторяли падежные окончания прилагательных. Наконец-то дошли до уровня, что дети могут по вопросам определять и сам падеж...
56 прочтений · 5 лет назад
Урок 8., 9. и 10. Ломоносов, ямб и снова Ломоносов
Этот пост будет аж про 3 занятия вместе, которые зато все объединены одной сквозной темой. Всю осень мы говорили о Михаиле Васильевиче Ломоносове как о великом русском учёном: физике и химике, астрономе, геологе и минералоге. А последние уроки мы посвятили М.В. Ломоносову-поэту, филологу, ритору и художнику. Как известно, Ломоносов серьёзно увлекался развитием русского языка: написал первые учебники по красноречию, разработал терию "трех штилей" для использования в разных литературных жанрах и во многом определил правила стихотворства на русском языке (совместно с поэтом Тредиаковским)...
21 прочтение · 5 лет назад
Урок 12., 13. и 14. Колядки, гадания и всякая нечисть
Опять "галопом по Европам" расскажу о нашим зимних занятиях и о нашем новом проекте. Вообще-то, я планировала на этот год две большие темы: "Русский язык - язык науки" и "Русский язык - язык живописи". Первую тему мы закончили перед Новым Годом, хотя постфактум её более точное название было бы "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет". В течение 10 занятий мы говорили только о нём, его вкладе в русскую науку и культуру и о его немецком прошлом. Так вот, на второе полугодие планировалось знакомство с русскими художниками, которые как и Ломоносов жили и работали в Германии...
6 прочтений · 5 лет назад
Урок 15. и 16. Какой перевод лучше?
я переношу свои записи c жж на zen.yandex.ru Что-то я совсем расслабилась и не записала содержание последних уроков. Постараюсь восстановить основные темы занятий. Урок 14. мы закончили прочтением баллады Жуковского "Светлана", а на следующем 15. уроке я сделала что-то НЕСЛЫХАННОЕ! На уроке русского языка мы читали по-немецки! Дело в том, что "Светлана" - это очень вольный перевод баллады немецкого поэта Готфрида Бюргера. Конечно мы (в России) никогда не слышали об этом поэте эпохи Просвещения. А между тем мы ему обязаны историями о бароне Мюнхгаузена...