Статьи
Дорогие друзья! Наш проект завершен. Спасибо, что были с нами все это время. Здесь можно почитать архив записей из этого канала, здесь — послушать выпуски подкаста. Возможно, вас заинтересуют и другие наши инициативы, мы будем рады: подкаст об университетах «Лига Айвы», проект «Демонтаж красноречия» (на YouTube, где скоро будет много интересных видео о литературе), сообщество VK Calendarium Romanum. На этом канале теперь будут появляться только анонсы других наших проектов и оставшихся (обещанных в трейлере) выпусков подкаста. Ваши авторы некратких содержаний nevmenandr.github.io
💡 Пруст пишет: «и, несомненно, в тот момент, еще более исступленно, чем несколько времени тому назад, когда я просил его показать мне дорогу, я продолжаю искать ее, я поворачиваю за угол… но… все это путешествие я совершаю в моем сердце…» 🤎 В фильме «Герой» (2002) персонажи сражаются в мыслях, не скрещивая оружие в реальности. https://www.youtube.com/watch?v=pY-Un2p72NQ
💡 В романе «Пушкин» Тынянова: «Она любила в театре всё, кроме сцены». У режиссера Джеймса Ганна, который сейчас рулит киновселенной DC, в конце 2000-х был минисериал под названием «Порно для всей семьи» (англ. PG Porn), где комически обыгрывались штампы из фильмов для взрослых. И девиз этого проекта основан на той же шутке: «Для тех, кто любит в порно всё… кроме секса». 🔞 #некраткий_Тынянов
1 прочтение · 2 месяца назад
💡 В «Острове пингвинов» Анатоля Франса вдруг предсказывается появление важной для современного социального знания экономической истории: «Настоящий труд мой, следует признать, относится к истории в старом понимании этого слова — то есть в известной последовательности излагает события, о коих сохранилась память, и указывает по мере возможности их причины и следствия, — так что принадлежит скорее к области искусства, чем науки. Существует мнение, что подобный метод перестал уже удовлетворять умы, требующие точных знаний, и что древняя Клио, по нынешним временам, попросту болтунья. И, разумеется, когда-нибудь появится история более достоверная, исследующая условия существования, устанавливающая, что производил и потреблял тот или иной народ в ту или иную эпоху в разных областях своей деятельности. Такая история будет уже не искусством, а наукой, соблюдая точность, старой истории недоступную. Но для этого необходимо множество статистических данных, коими народы — и, в частности, пингвины — до сих пор не располагают». 💰 Кстати, об экономической истории есть интереснейший канал в Телеграме. #некраткий_Франс
2 прочтения · 2 месяца назад
💡 В «Милом друге» Мопассана: «В конечном счете все равно — смерть. Я вижу ее теперь так близко, что часто мне хочется протянуть руку и оттолкнуть ее». ☠️ Такое помещение смерти в окружающем пространстве и увязывание ее с рукой отзывается в текстах другого писателя, Карлоса Кастанеды: «Смерть — наш вечный попутчик. Она всегда находится слева от нас на расстоянии вытянутой руки. Когда ты в нетерпении или раздражен — оглянись налево и спроси совета у своей смерти». 🥺 #некраткий_Мопассан
2 прочтения · 2 месяца назад
💡 Как Берберова делает свои воспоминания литературными: «Она взяла меня за руку и представила Ахматовой: — Вот это та девочка... Пишет стихи. (“Тоже” пишет стихи?) Ахматова протянула мне худую руку. — Очень приятно. Это “очень приятно” мне показалось таким светским, обращенным ко мне, словно ко взрослой, пожатие руки оставило впечатление чего-то узкого и прохладного в моей ладони, я хотела убежать — от смущения, волнения, сознания своего ничтожества. Но Т. В. держала меня крепко». 📖 Ситуация знакомства с выдающимся поэтом старшего поколения. Стартовые позиции схожие с тем, о чем вспоминает Пушкин: «Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли». 📖 Отсылка узнаваема. Но результат различен: юной Берберовой не дали убежать, и поэтому мемуарист опровергает сам себя: она не Пушкин, а Ахматова не Державин, сюжет не должен повторяться в точности. 📖 #некраткий_Пушкин
2 прочтения · 2 месяца назад
💡 У Александра Чудакова в «Ложится мгла на старые ступени»: «Тот, кто разговаривает с природой, непобедим». Можно услышать в этом экологическую повестку, как в фильме «Аватар», где непобедимость показана в прямом смысле, как результат сражения, обязательного для голливудского блокбастера. И разговор с природой там показан тоже в прямом смысле. 🍁 #некраткий_Чудаков
2 прочтения · 2 месяца назад
💡 Писатели не могут не рефлексировать над отношениями XIX и XX века. 🕰 В «Даре» Набокова: «Девятнадцатый век необыкновенно любил выставлять свои богатства, пышное и безвкусное приданое, которое нынешний промотал». 🕰 У Ромена Гари в «Дальше ваш билет недействителен»: «Двадцатый век не подготовил двадцать первый: он растратил свои силы, удовлетворяя девятнадцатый». Можно поверить и в сознательную для Гари полемику с предшественником. «Дальше ваш билет недействителен» — текст с отчетливым набоковским привкусом, отсылающий скорее к «Лолите» (рассказчик так же сосредоточен на своей сексуальной девиации), чем к «Дару», но ведь именно в «Даре» впервые озвучен сюжет «Лолиты». Об этом, кстати, в набоковском выпуске подкаста некратких. Послушать можно много где. Например, здесь: https://nonbrevia.mave.digital/ep-6 #некраткий_Набоков #некраткий_Гари
1 прочтение · 2 месяца назад
💡 Прототипом главной героини «Женского портрета» выступила умершая к тому времени кузина Джеймса, у Гарди так же — там импульсом для «Джуда незаметного» послужила рано умершая кузина писателя Трайфена Спаркс. Видимо, это не случайно: люди из хороших семей в викторианскую эпоху мало с кем общались вне своей фамилии. Ну и слабость медицины, конечно. 👗 #некраткий_Гарди
В выпусках подкаста 🎙 будет перерыв. Пока можно послушать и переслушать старые эпизоды. Например, про Гомера: https://nevmenandr.github.io/nonbrevia/episode04.html https://nonbrevia.mave.digital/ep-5 https://www.youtube.com/watch?v=KF3wCo-WvMk
В выпусках подкаста 🎙 будет перерыв. Пока можно послушать и переслушать старые эпизоды. Например, про Набокова: 🎙 https://nevmenandr.github.io/nonbrevia/episode05.html https://nonbrevia.mave.digital/ep-6 https://youtu.be/25PQdk6vFrs
2 прочтения · 2 месяца назад
💡 В «Обрыве» И. А. Гончарова: «Мы не равны: вы выше нас, вы сила, мы ваше орудие». #некраткий_Гончаров
Видео