Статьи
2 прочтения · 2 часа назад
Спор об уникальном русском отношении к другим народам: владыка Питирим и священник Павел Островский
Владыка Питирим: "Мы умеем терпеть и прощать" Размышляя о своей русскости и о русскости вообще, прихожу к заключению, что уникальной чертой русского характера, выточенной веками междоусобиц, распрей, поражений и побед, стала наша способность вмещать в себя все другие народы - даже те, которые нам неприятны, чужды и непонятны. Причём не просто терпеть всех, как те же американцы, а прощать. Вот эта способность быстро и без остатка прощать - чисто христианская и выстрадано русская. У язычницы Ольги её ещё не было, когда она мстила древлянам за смерть своего мужа князя Игоря...
32 прочтения · 22 часа назад
"Но разве Бог обязан быть справедливым?.." Из заметок богослова Гарольда Кушнера
Почему мудрец радовался несправедливости Бог может захотеть быть справедливым и дать каждому человеку то, чего тот заслуживает, наказав грешника и вознаградив праведника. Но разве Он обязан быть справедливым? Мы просим Бога в молитвах о милости, об ограничении зла, о спасении тех, кто кается и стремится соблюдать Его заповеди. Но останется ли Бог в наших глазах всемогущим, если мы, ведя добродетельную жизнь, получим возможность заставлять Его защищать и вознаграждать нас? Или же в этом случае Он...
55 прочтений · 2 дня назад
"Дешёвая милость — смертельный враг нашей Церкви..." Из писем Дитриха Бонхёффера
Оправдание греха Дешёвая милость — смертельный враг нашей Церкви. Это милость как бросовый товар, задёшево полученное прощение, утешение, таинство; милость как неистощимый церковный склад, откуда беспечно и расточительно идёт легкомысленная раздача; милость без цены, без стоимости. Будто сущность милости состоит именно в том, что счета оплачены вперёд на все времена. А по оплаченному счёту всё можно получить задаром. Раз бесконечно велика уплаченная цена, то бесконечно велики и возможности пользования и мотовства...
57 прочтений · 3 дня назад
"Идут минуты... часы... но ничего не происходит..." Из заметок священника Дмитрия Желобницкого
Мудрые стены Авва Пимен и авва Сисой горячо заспорили о подлинном смысле одного библейского стиха. Каждый был уверен в своей правоте и никто не хотел уступать. Измучившись спором, авва Пимен воскликнул: "Ну, Сисой, пусть стены этой кельи докажут тебе мою правоту!" И стены медленно, но уверенно начали крениться, рискуя полностью обрушиться на головы спорщикам. "Там, где аввы ведут спор, - спокойно сказал Сисой стенам, - не вам вмешиваться". И стены, из уважения к авве Сисою, прекратили клониться к земле...
101 прочтение · 3 дня назад
"Какова человеческая ценность того, кто боится страдания?.." Трудные вопросы митрополита Антония Сурожского
Внутривенный укол Помню один случай из своей врачебной практики, когда человек умирал от грудной жабы. Несколько суток он кричал от боли день и ночь. Местный врач прописал ему подкожные уколы морфия, но они не помогали. Я знал, что можно сделать укол в вену и боль прекратится, но это ускорит его конец. И я решился сделать этот укол, сознавая, что могу сократить часы его жизни, но что эти часы он будет лежать в полном спокойствии. После укола он прожил ещё пять или шесть часов. Лежал, разговаривал с женой и дочерью, разговаривал со мной, потом постепенно стал слабеть и уснул в вечность...
145 прочтений · 4 дня назад
"Задача христианина состоит не в том, чтобы изжить в себе страсти..." Из заметок иеромонаха Симеона (Мазаева)
Страсти - на тумбу В духовной жизни задача состоит не в том, чтобы победить страсти, а в том, чтобы не дать им окончательно загрызть нас. Это как братья Запашные дрессируют тигров. Но, послушные и дрессированные, они не перестают быть тиграми. Это по-прежнему свирепые, мощные, страшные существа. Дрессировщики не могут изменить их природу, но в какой-то мере подчиняют себе ‒ сажают на тумбу. Задача христианина не в том, чтобы изжить в себе страсти, а в том, чтобы «посадить их на тумбу», не дать им воли...
74 прочтения · 5 дней назад
"Как можно сегодня честно и буквально говорить о нисхождении в ад или вознесении на облаках в небеса?" Из лекций о. Ианнуария Ивлиева
Трёхэтажный мир древности Древний человек представлял себе мир «трёхэтажным»: небо, земля и преисподняя (подземный мир, ад). Этого не следовало доказывать, это было самоочевидно. В этом были уверены все: от Платона до Василия Великого и Иоанна Златоуста. Язычники верили в то, что звёзды и планеты – это боги: Марс, Венера... А апостол Павел это опровергает: это не боги, а бесы, злые духи поднебесные (Еф 6:12). То есть было очевидно, что по небу «бегают» бесы и влияют на судьбы людей. Отсюда на протяжении всего Средневековья составление гороскопов и вера в них...
51 прочтение · 6 дней назад
"Ни в одной стране Пасха не празднуется столь ярко и весело, как в России..." Никита Струве о литургическом гении русского народа
Повышенное чувство священного Как известно, в создании православной литургики русские фактически не участвовали. К моменту крещения Руси византийское литургическое творчество было закончено. Вместе с христианством Русь получила такое совершенное по форме и богатейшее по содержанию литургическое наследие, что почти ничего не могла к нему прибавить. В чём же русские довели богослужение до некоторой степени совершенства?Литургический гений русского народа определяется двумя основными чертами, которые,...
33 прочтения · 6 дней назад
"Пасха становится в значительной степени светским праздником..." Как и почему в России празднуют Пасху - исследование ВЦИОМ
Значимость Пасхи Хорошая новость: Пасха остаётся третьим по значимости праздником для россиян, уступая лишь Дню Победы и Новому году. За всю историю наблюдений, лишь в 2021 году 8-е Марта обогнало Пасху по популярности. Примечательно, что в топ-5 праздников попало и Рождество Христово, обогнав по популярности День защитника Отечества и 1 Мая. О священном и культурно-историческом Нехорошая новость: не так уж много жителей России воспринимают Пасху как религиозный праздник. За последние 13 лет их число упало почти в два раза: с 21 до 12 процентов...
31 прочтение · 6 дней назад
"Бывает и такой страх, который содействует любви..." Из заметок диакона Ильи Кокина
Почему мудрые девы не поделились елеем Однажды мы разбирали притчу о десяти девах — пяти мудрых и пяти неразумных. И я предложил толкование: почему мудрые девы не поделились елеем? Почему они не поступили по-христиански? Ведь христианин обязан в ущерб себе и своим интересам отдать ближнему то, что нужно. Почему же они послали к тем, кто на рынке продаёт масло? Возможно, потому, что елей в данной ситуации — это добродетель любви. Её нельзя просто подарить — её надо «купить», то есть для этого нужно отдать что-то своё...
42 прочтения · 7 дней назад
Каковы в современном обществе "смертные грехи"? Философ Алексей Соловьёв о переоценке ценностей
Неэффективность Первый и самый главный грех – неэффективность. Допустим, вы сознательно решили не превращать свою жизнь в непрерывный бизнес-проект. При этом в соцсетях вы сталкиваетесь с призывами стать более эффективным, овладеть навыками самоорганизации и более рационально использовать свой жизненный потенциал. Вам почти буквально говорят: быть неэффективным – значит бездарно транжирить имеющиеся ресурсы, упускать шанс грамотно инвестировать в своё развитие. Как и средневековая гордыня, неэффективность...
74 прочтения · 1 неделю назад
"Иногда в этом длинном и петляющем пути заключена прямая воля Божия..." Из миссионерских записок священника Андрея Ткачёва
Мысль, дающая мне силы Я несомненно уверен в том, что в мире живёт великое множество людей, которые лучше нас. Они сильны, просты, отзывчивы, сообразительны. Они терпеливы и последовательны. У них есть всё, что нужно христианину, но нет пока главного – веры. Ради них нужно жить и трудиться. Ведь когда они уверуют, они не опозорят Евангелие в глазах врагов личным примером, как мы, а оправдают Его делами и прославят имя Господа Иисуса. Они живут в разных странах, и у них кожа разных цветов. Некоторые из них уже в возрасте, а некоторые еще не родились...