Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
29,3K · 1 год назад
Статьи
136 прочтений · 15 часов назад
Офранцуженный сарафан
«Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана», — так мемуарист П.Г. Дивов комментировал грядущее изменение дамского придворного костюма в первой половине XIX века. Официальный указ императора Николая I об утверждении нового образца церемониального наряда вышел в феврале 1834 года и был внесен в Свод законов Российской империи. Покрой парадного костюма позволял именовать его «русским»...
81 прочтение · 3 дня назад
«Любитель истории» князь Николай Борисович Юсупов
Князь Николай Борисович Юсупов (1750–1831) — один из известнейших представителей аристократической фамилии, сенатор, государственный деятель и дипломат. При дворе он в разные годы занимал высокие должности: в 1791–1799 годы был директором Императорских театров, с 1796 года принял в ведение Императорский Эрмитаж и придворный театр, был главным директором Мануфактур-коллегии, с 1800 года занимал пост министра Департамента уделов, являлся членом Государственного совета, трижды исполнял почетную миссию верховного маршала на коронациях императоров Павла I, Александра I и Николая I...
106 прочтений · 4 дня назад
Золотые монеты с оклада «Троицы»
В XVII веке крупные золотые монеты весом в несколько дукатов продолжали чеканить в различных государствах Европы небольшими тиражами не для платежей, а в качестве подарков — донативов, иногда даже на государственном уровне. Три таких монеты в начале XVII столетия попали в казну царя Михаила Федоровича. Хранящийся в коллекции Оружейной палаты золотой оклад иконы «Троица» из Ипатьевского монастыря, имеет в качестве привесок три крупные шведские золотые монеты 1609 года короля Карла IX. Прикрепленные...
283 прочтения · 5 дней назад
6 мая (23 апреля) отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых на Руси воинов-мучеников. Согласно каноническому житию, святой Георгий мученически погиб в этот день в 303 году во времена Великого гонения на христиан. . Композиция со святым Георгием на куполе Сената на фоне луны. . © Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля
335 прочтений · 6 дней назад
В 1618 году Пасху отмечали 5 апреля. На светлый христианский праздник «великая государыня инокиня Марфа Ивановна» преподнесла сыну — царю Михаилу Федоровичу — золотой ковш с самоцветами и жемчугом, который сейчас представлен в Оружейной палате. Как и в наши дни, в старину ни один праздник не обходился без подарков. Расписное или крашеное пасхальное яйцо было с давних времен самым дорогим и ожидаемым подношением на «Велик день». Но помимо крашеных пасхальных яиц, преподносили и другие «великоденские дары»: чтимые иконы, драгоценные кресты, серебряные кубки, большие и красивые золотые монеты иностранной чеканки. Кремлевские мастера вручали монарху иконы, парсуны, оружие и конское убранство. Царская чета тщательно подбирала подарки детям — заморские ткани с замысловатым узором, золотую или серебряную утварь. Другим важным атрибутом праздника в XVII веке был старинный обычай взаимного христосования между людьми разных сословий. Дипломат Иоганн Корб, посетивший Москву в 1698 году в составе посольства Священной Римской империи германской нации, писал: «Среди русских укрепился такой обычай, что встречающиеся друг с другом в период времени от праздника Пасхи… обмениваются во всяким месте, даже на перекрестках и больших улицах, взаимным приветствием: “Христос Воскресе!”... Они обязаны дать поцелуй мира и принять его от приветствующего. Этот обычай… не допускает никакого различия в сословии или положении. Ни один вельможа не откажет в просимом у него поцелуе самому простому мужику…» . Ковш. Россия, Мастерские Московского Кремля, около 1618. Длина: 30 см; высота: 13 см (с ручкой); ширина: 20 см. Дар инокини Марфы Ивановны своему сыну, царю Михаилу Федоровичу. . ©  Музеи Московского Кремля
160 прочтений · 1 неделю назад
Мужские сорочки XVII века
В XVII веке нарядные рубахи (сорочки) шили из шёлковых тканей. Их ворот украшал небольшой круглый стоячий воротник — ожерелок, или ожерелье. Рукава вокруг кисти собирались широкими запястьями из ткани. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали. Адам Олеарий в заметках, составленных во время его путешествия в Московию в XVII веке, записал: «Одежда русских мужчин похожа на греческую: они носят рубашки широкие, но короткие, едва достигающие середины бёдер, без отложного ворота около шеи. На спине, книзу от плеч, подшивается подкладка в виде треугольника, вышитого красным шёлком...
203 прочтения · 1 неделю назад
#оружие_музеикремля «Любящим правду, благочестие, верность» — этот девиз ордена св. Анны, учрежденного в память о старшей дочери Петра Великого Анне, можно увидеть на замечательных пистолетах из нашего собрания. Пистолеты принадлежали отцу императора Петра III — герцогу Гольштейн-Готторпскому Карлу Фридриху, за которого была выдана дочь Петра I. Об этом свидетельствует герб владельца, изображенный на щитках. Эта великолепная пара пистолетов — одна из самых блестящих работ придворного оружейника французского короля Людовика XV, Жана-Батиста Лароша. Ствол каждого пистолета украшен рельефными золочеными изображениями. В казенной части ствола одного из пистолетов изображен Нептун с трезубцем в руках. Его колесницу в виде раковины везут гиппокампы — фантастические морские кони. На стволе другого пистолета вырезана фигура стоящей в колеснице жены Нептуна Амфитриты. На замках — речное божество и тритон с нереидой. Рукояти из красного дерева инкрустированы золотой проволокой. На стволах и на казенной части помещен «автограф» мастера: LAROCHE A PARIS (Ларош в Париже). . Пистолеты седельные. Париж, конец 1730-х гг. Мастер Жан Батист Ларош. Длина 50,1 см; дл. ствола 32,7 см; калибр 15,5. . © Музеи Московского Кремля
313 прочтений · 2 недели назад
Ровно через месяц, 31 мая, в Оружейной палате откроется любопытная выставка — «Во что играли наши предки». Проект повествует о настольных играх прошлого: играх на досках, среди которых шахматы, шашки, нарды, трик-трак, карточные игры, а также остальных играх вроде головоломок, которые, несмотря на простые правила, требовали внимательности и логического мышления. Шахматы и шашки в обязательном порядке включались в обучение будущих монархов, игровые наборы служили драгоценными дипломатическими подарками. Шахматы, карты и бирюльки были любимыми развлечениями царя Алексея Михайловича, императоров Петра I, Николая II. Императрица Екатерина Великая не только превосходно владела стратегией игры, но и собственноручно изготовила набор шахматных фигур, который вы увидите на выставке. Ждем вас с 31 мая по 11 сентября в Оружейной палате! . Набор фишек для игры в карты. Россия, Холмогоры (?), начало XIX в. Фигура шахматная (ладья). Германия, Франкфурт на Майне, конец XVII - начало XVIII вв. Шахматы из тридцати двух фигур в футляре. Россия, 1766 г. Автор: Екатерина II. Фигура шахматная. Русь, Москва (?), XIII-XV вв. . © Музеи Московского Кремля
163 прочтения · 2 недели назад
Основы счастливого брака: «Олимпийский сервиз» в Музеях Московского Кремля
Ни в одном фарфоровом комплексе не встречается такого обилия обнаженной натуры, как в «Олимпийском» сервизе. При этом трудно найти другое произведение, в котором на основе мифологических сюжетов было бы создано столь высокоморальное повествование. Но обо всем по порядку. «Олимпийский» сервиз, состоящий из 166 предметов — один из наиболее значимых и известных фарфоровых шедевров в коллекции Оружейной палаты. Он выполнен мастерами Севрской императорской фарфоровой мануфактуры в 1804–1807 годы по заказу императора Наполеона Бонапарта...
307 прочтений · 2 недели назад
Как вы думаете, это просто красивое настольное  украшение или в нем есть какая-то загадка? Подсказка: изогнутый хвост выполняет роль ручки. Конечно, это не просто настольное украшение. Это рукомойный кувшин. Поднятая вверх голова льва является съемной крышкой. А глубокая веерообразная раковина имеет внутри отверстие, соединенное с телом льва узкой трубочкой. Кувшин был приобретен у королевского наместника Эрика фон дер Линде и в 1655 году подарен шведским королем Карлом X царю Алексею Михайловичу. В русских списках принятых даров кувшин подробно описан вместе с ныне утраченным блюдом. . Кувшин рукомойный в виде льва с раковиной в передних лапах. Германия, Аугсбург, 1650-1654. Мастер: Вагнер Иоганн Каспар. Высота: 40 см. . © Музеи Московского Кремля
380 прочтений · 2 недели назад
Запоны — украшение русского костюма
Запоны — особый вид изделий для украшения русского костюма допетровской эпохи. Их привозили в Москву из Стамбула – столицы Османской империи. Эти предметы не имели прямых аналогий в ювелирном искусстве других стран. Запоны выпускались разных размеров и самых причудливых форм — в виде цветов тюльпана и гвоздики, плодов граната, разнообразных листьев и бутонов, многолучевых звезд. Орнамент из крупных стилизованных плодов граната, заполненных зернышками-рубинами, относится к наиболее распространенному мотиву декора ювелирных изделий, выходивших из стен султанских придворных мастерских в XVII в...
392 прочтения · 2 недели назад
В этот день, 25 апреля 1742 года (по старому стилю), состоялась коронация Елизаветы Петровны. Празднества в честь столь значимого события продолжались более месяца. На коронационный обед в Грановитой палате пригласили представителей первых трех классов Табели о рангах, они рассаживались ближе или дальше от трона согласно своему положению в иерархии чинов. В центре располагался стол для «первых духовных особ», справа от него сидели статс-дамы, камер-фрейлины — представительницы самых знатных и влиятельных фамилий, слева были места для кавалеров первых классов. Императрица взошла на трон «во всем императорском одеянии и короне». Пригубив поднесенный ей кубок с вином, она таким образом дала знак для начала банкета, после чего все духовные и светские особы, отдав поклоны, сели за столы. На императорский стол «кушанья носили в две перемены на золотом сервизе тридцать полковников». Командовал подачами верховный маршал коронации, он возглавлял шествие чинов двора, которые несли яства из сеней в зал. Когда полковники с блюдами подходили к трону, кавалергарды, парами сопровождавшие их, поднимали карабины «на караул», а гофмаршал, преклонив колени, снимал одни кушанья и ставил другие. Обед проходил под пение хора итальянских певцов, которые дали «преизрядный концерт». Аккомпанементом тостов служили пушечные залпы — они гремели после каждой здравицы. . Платье коронационное императрицы Елизаветы Петровны (корсаж, юбка, шлейф). Россия, 1742 г. Длина юбки: 110 см; ширина подола юбки: 480 см; длина шлейфа: 240 см. . © Музеи Московского Кремля
Видео
Ролики