Nothing new at the moment
Loading...
В нашем собрании хранится огромная коллекция рисунков Федора Григорьевича Солнцева, называется она «Древности Российского государства» и насчитывает около 1500 акварелей и рисунков, среди которых древние памятники зодчества и иконописи, памятники декоративно-прикладного искусства, древние предметы вооружения и книги. В общем, все, что составляло культурное и историческое наследие Руси до конца XVII века и было незаслуженно забыто во время Петровских преобразований. Федор Григорьевич был сыном крестьянина, отпущенного на волю графом Мусиным-Пушкиным...
3 hours ago
Знаете, какие предметы являются наиболее массовыми памятниками периода Смутного времени? Монеты!

Русская монетная система XVII века состояла из трех номиналов – копейки, денги (половина копейки) и полушки (четверть копейки). На копейке был изображен всадник с копьем, а на денге – с саблей. На оборотной стороне была помещена надпись в несколько строк с именем и титулом государя. Полушки на лицевой стороне имели изображение голубя, а на обороте – титул «государь» или указание на место чеканки. В начале XVII века в Русском государстве работали три денежных двора – в Москве, Новгороде и Пскове.

Изображения и надписи на монетах несли важную смысловую нагрузку и являлись средством утверждения законности власти выпускавшего их государя. Всадник на копейке воспринимался как изображение царя.

Царский «портрет» на новгородских копейках начала XVII века передает особенно бросающиеся в глаза индивидуальные черты Лжедмитрия I: мясистый нос, выступающий вперед подбородок, отсутствие бороды. Сравните с «портретом» на медали в память коронования «Дмитрия Ивановича», XVII век.

.

Копейка. Новгородский денежный двор. Дата указана кириллическими буквами, на современное летоисчисление соответствует 1604-1605 гг.

Медаль в память коронования Лжедмитрия I, XVII век.

.

© Музеи Московского Кремля

1 day ago
Англия являлась крупнейшим торговым партнером России в XVI-XVII веках. Первый английский корабль причалил к берегам Белого моря в 1553 году, во времена правления царя Ивана Грозного, который предоставил английским купцам значительные льготы в торговле. В последующие десятилетия торговые агенты английской Московской компании, часто являвшиеся и дипломатами, обогатили русскую казну великолепными серебряными изделиями. Некоторые из них были дарами английских монархов, другие – купеческими привозами...
2 days ago
В коллекции Оружейной палаты хранится около двух десятков роскошных кубков-«наутилусов». При создании подобных изысканных сосудов усилия мастеров были направлены на то, чтобы сохранить заданную природой форму и приумножить ее красоту оправой искусной работы. В прошлом перламутровые раковины ценили не только за сам материал, но прежде всего из-за веры в тайные очищающие и эротические силы, которыми наделяла их морская вода. Морское происхождение «наутилусов» непременно подчеркивали специфическими мотивами украшений...
3 days ago
О гардеробе императрицы Елизаветы Петровны ходят легенды. Согласно документам, при отправке в Москву на коронацию весь ее гардероб умещался на трех санях, а через год для возвращения его в Петербург потребовалось уже восемьдесят конных повозок. Как писала в своих воспоминаниях Екатерина II, «в пожаре 1 ноября 1753 года в Летнем дворце Елизавета Петровна потеряла все, что привезли в Москву из ее огромного гардероба» – четыре тысячи платьев. Однако императрица жалела лишь одно, сшитое из ткани, которую ей прислала в подарок великая княгиня Екатерина Алексеевна.

При этом в Казенной кладовой в Кремле хранилось еще 1452 платья императрицы, 1214 из которых в январе 1754 года были внесены в ее парадную опочивальню. Согласно реестру, составленному после смерти Елизаветы Петровны, в «старой казенной» было обнаружено 584 принадлежавших ей платья, а в «казенных гардероба» – 3126, в том числе: 637 робронов с юбками, 475 полшлафоров с юбками, 398 корсетов с юбками, 297 юбок, 81 фижмы, 10 мантий и золотых и серебряных и так далее. #музеикремля_мода

.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Россия, XIX век

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Неизвестный художник. Россия, вторая половина XVIII века

.

© Музеи Московского Кремля

4 days ago
Subscribe if you like this
That way, you'll never miss a story by this author