Рассказываем историю Московского Кремля, его сокровищ и обитателей от XII века и до наших дней. Новости музея, выставки, специальные проекты и мероприятия.
Закреплено автором
Музеи Московского Кремля
Красивый и одинокий: история бархатного сапожка из Оружейной палаты
«Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана», — так мемуарист П.Г. Дивов комментировал грядущее изменение дамского придворного костюма в первой половине XIX века. Официальный указ императора Николая I об утверждении нового образца церемониального наряда вышел в феврале 1834 года и был внесен в Свод законов Российской империи. Покрой парадного костюма позволял именовать его «русским»...
Князь Николай Борисович Юсупов (1750–1831) — один из известнейших представителей аристократической фамилии, сенатор, государственный деятель и дипломат. При дворе он в разные годы занимал высокие должности: в 1791–1799 годы был директором Императорских театров, с 1796 года принял в ведение Императорский Эрмитаж и придворный театр, был главным директором Мануфактур-коллегии, с 1800 года занимал пост министра Департамента уделов, являлся членом Государственного совета, трижды исполнял почетную миссию верховного маршала на коронациях императоров Павла I, Александра I и Николая I...
В XVII веке крупные золотые монеты весом в несколько дукатов продолжали чеканить в различных государствах Европы небольшими тиражами не для платежей, а в качестве подарков — донативов, иногда даже на государственном уровне. Три таких монеты в начале XVII столетия попали в казну царя Михаила Федоровича. Хранящийся в коллекции Оружейной палаты золотой оклад иконы «Троица» из Ипатьевского монастыря, имеет в качестве привесок три крупные шведские золотые монеты 1609 года короля Карла IX. Прикрепленные...
В XVII веке нарядные рубахи (сорочки) шили из шёлковых тканей. Их ворот украшал небольшой круглый стоячий воротник — ожерелок, или ожерелье. Рукава вокруг кисти собирались широкими запястьями из ткани. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали. Адам Олеарий в заметках, составленных во время его путешествия в Московию в XVII веке, записал: «Одежда русских мужчин похожа на греческую: они носят рубашки широкие, но короткие, едва достигающие середины бёдер, без отложного ворота около шеи. На спине, книзу от плеч, подшивается подкладка в виде треугольника, вышитого красным шёлком...
Ни в одном фарфоровом комплексе не встречается такого обилия обнаженной натуры, как в «Олимпийском» сервизе. При этом трудно найти другое произведение, в котором на основе мифологических сюжетов было бы создано столь высокоморальное повествование. Но обо всем по порядку. «Олимпийский» сервиз, состоящий из 166 предметов — один из наиболее значимых и известных фарфоровых шедевров в коллекции Оружейной палаты. Он выполнен мастерами Севрской императорской фарфоровой мануфактуры в 1804–1807 годы по заказу императора Наполеона Бонапарта...
Запоны — особый вид изделий для украшения русского костюма допетровской эпохи. Их привозили в Москву из Стамбула – столицы Османской империи. Эти предметы не имели прямых аналогий в ювелирном искусстве других стран. Запоны выпускались разных размеров и самых причудливых форм — в виде цветов тюльпана и гвоздики, плодов граната, разнообразных листьев и бутонов, многолучевых звезд. Орнамент из крупных стилизованных плодов граната, заполненных зернышками-рубинами, относится к наиболее распространенному мотиву декора ювелирных изделий, выходивших из стен султанских придворных мастерских в XVII в...