Перед тем как ехать сюда, на Гору Небо, задумайтесь, зачем вам это, для чего? Что вы хотите здесь увидеть, что почувствовать? Знаменитый памятник-посох? Уникальные мозаики, чудом сохранившиеся в чудом сохранившейся церкви? Или посмотреть с горы вдаль и увидеть — что? Унылые пейзажи, как пишут многие? Или вы приедете сюда, встанете на эту точку и представите себе Моисея, смотрящего точно в ту же сторону, что смотрите сейчас вы. Пустая скучная земля перед вами? А теперь представьте , чем она была для древнего пророка... Каково это, знать, что наступил конец сорокалетнего блуждания по пустыне, что ты довел народ свой до Земли обетованной, но сам в нее уже не войдешь. Точно знать, что твой путь здесь окончен, и дальше твой народ пойдёт без тебя.
Настройте себя до того как вы здесь оказались. Потому что потом будет поздно, вам будет мешать бубнящий гид и большое количество народа, который здесь всегда. Это только сейчас здесь пусто по известным причинам.
И если у вас получится, то вам будет интересно и совсем не трудно здесь все обойти: на гору библейской земли Моав даже пешком идти не придётся. 21-й век, асфальтовый серпантин на высоту 1247 метров, парковка у "достопримечательности", вышли, размялись и… А где же он, этот 21-й век?
Остался за спиной, а перед вами страна Моав, ее горы и моавитские равнины. Оттуда израильтяне начнут отвоёвывать Ханаан, но уже без Моисея. Только асфальт и мешает целиком перенестись в те времена, а в остальном все то же, что тысячи лет назад. И даже овцы, кажется, те же самые.
Я точно уже произносила что-то похожее, но что поделать, такая вот земля иорданская, неизменная во веки веков.
Но если приглядеться в эту сторону... На самом горизонте столичный Амман и его небоскребы.
Ну что ж, а теперь можно идти к "Мемориалу Моисея", теперь главное уже у вас в душе и мыслях, и вас не смутит ни современное искусство в столь священном месте, ни тщеславные именные плитки - неплохое материальное подспорье францисканцам-нестяжателям, в чем ведении находится этот уголок Иордании. Вся эта современность сразу после входа: стела, посвящённая приезду сюда в 2010 году Папы Римского Иоанна Павла II, и под ней та самая "аллея звезд с высоким ЧСВ".
Стела с секретом, о котором знают не все гиды: в день весеннего равноденствия на несколько мгновений луч солнца проходит насквозь через нее. Говорят, зрелище волшебное.
Кто-то из хозяев...
Мегалитическая каменюка - якобы, откатная дверь из некоего монастыря в деревне Фейсалия, а дальше по дорожке за ней - базилика Мемориала Моисея, построенная над остатками византийского храма IV века. (В ней находятся те самые чудом сохранившиеся мозаики, но они будут темой отдельного рассказа.)
Вот мы и пришли... Подойдем к краю, и если повезет с погодой, увидим "всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнины долины Иерихона, город Пальм, до Сигора" (Втор. 34)
Однажды мне повезло и я, не веря до того, что с Горы Небо (Нево, Нибу) можно увидеть Иерусалим, в самом деле его увидела. Но все же не просто глазами, а через зум объектива, так что почти слепому Моисею на краткий миг Бог дал поистину орлиное зрение...
Почему лишь увидеть, за что его так? За маловерие:
После долгого странствия по пустыне израильский народ вернулся в пустыню Син, в место Мериву. Там не было воды. Люди возроптали. Господь повелел Моисею взять жезл и собрать все общество. Бог уверил Моисея, что после этого из скалы потечет вода. Народ собрался у скалы. Моисей поднял руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды. Потекло много воды.
Однако Моисей проявил маловерие: Господь повелел извлечь воду словом, а он дважды ударил в скалу жезлом. За этим сразу же последовало Божественное определение Моисею и Аарону: "За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему" (Чис 20, 12)
И, наконец, тот самый железный посох Моисея, по которому безошибочно и узнается на фото Гора Небо.
Посохом он добывал из скал воду, им же рассекал Красное море, а почему здесь этот символический посох обвивает змея? И здесь ответ в Библии:
И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть в пустыне, ибо нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев» (Чис. 21, 4-7).
Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и поднять его на шесте: если змей ужалит кого-нибудь, ужаленный, взглянув на него, оставался жив. Медный змей был прообразом Иисуса Христа .
Да, Ветхий Завет - штука такая, жестко-воспитательная... Зато теперь на этом жутковатом железном посохе птицы, говорят, вьют гнезда - жизнь продолжается!