1001.ru
6551 subscriber

Музыка. Сила арпеджио

Название происходит от слова арфа:  по-итальянски арфа — это «арпа».

Слово «арпеджио» означает «как на арфе».

Музыка. Сила арпеджио

Вот этот чарующий перебор струн возникает под руками пианиста, когда он перебирает клавиши фортепиано, играя арпеджио.

Арпеджированные аккорды — это звуки аккорда, звучащие не одновременно, а по очереди, опять же, как на арфе. Только тут будет очень быстрый перебор струн-клавиш.

Для меня арпеджио — обязательная составляющая музыкальных занятий. Они настраивают на нужную тональность, они дают возможность ориентироваться на всей клавиатуре, они формируют движение и прикосновение. Особенно хороши короткие арпеджио, состоящие из 4 звуков — они как волны наслаиваются друг на друга, создавая чудесные звуковые картины.

Занимаясь со взрослыми учениками, я обнаружила, что у этих арпеджио есть еще одно замечательное свойство — они настраивают, успокаивают что-то в самом человеке.

Иногда люди приходят на занятия после каких-то эмоциональных встрясок (это могут быть и неприятности на работе, и семейные сложности и конфликты), иногда просто ощущается накопившееся внутри напряжение или плохое самочувствие. Чтобы изменить настрой, чтобы включиться в музыку, мы играем арпеджио.

Ритмичность коротких музыкальных фраз задает ритм дыханию и успокаивает внутренние метания, абсолютная гармоничность этого движения создает приятный звуковой фон, погружая в комфортную атмосферу. А ещё приятно и понятно движение «по ровной дороге» — вверх и вниз, когда видна цель и нет препятствий на пути.

Арпеджио можно играть легато и стаккато. Легато — связно, переливаясь из одного звука в другой. Это самое спокойное движение. Но после такого успокоения я иногда предлагаю сыграть то же арпеджио стаккато, то есть, легко касаясь клавиш, перепрыгивая с одной на другую – это дает легкость и во внутренних ощущениях, как бы освобождает от груза.

Стаккато — это улыбка, с которой можно двигаться дальше.

После публикации заметки появились комментарии. Для меня они были и важны и радостны.

Да! Спасибо Вам! Все эмоции выливаются!
И если проиграть с нижних октав до высоких, то можно почувствовать, как повышается настроение, как улучшается звучание, и можно «поиграть» в настрой, намеренно спускаться вниз и бежать вверх. Меняется настроение, меняется ситуация, проблема становится звонче и может «треснуть», как хрустальный стакан. Конечно, она не решается, но каким то волшебным образом становится легче в восприятии! От всей души Вас благодарю.
Екатерина Васильева

Да, полностью согласна — и с таким чудесным объяснением, и с комментарием.
Думаю, что дети, скорее всего, арпеджио люто ненавидят — мне кажется, для непоседливого детского характера это должно быть нудно. А вот взрослые не зря его ценят и понимают — я вот тоже люблю арпеджио. Не могу сказать, что оно меняет моё настроение, но совершенно точно меняет настрой.
Мне больше всего нравится сначала, перед арпеджио, брямкнуть по клавишам из всех сил — издать громкий, пусть и некрасивый и негармоничный звук. Это такой глубокий выдох, перезагрузка, выплеск, сброс предыдущей программы.
А вот потом можно играть арпеджио — как настраивают дыхание, ровнее и ровнее, спокойнее, плавнее. И просто от осознания, что никуда не нужно бежать, можно хотя бы эти несколько минут ни о чём не думать, можно себя практически не контролировать, а переходя от звука к звуку, осознавать их предсказуемость и не опасаться сложностей на пути...
В моей жизни это — редкие минуты. Поэтому для меня арпеджио — это отдых. Медитация. Расслабление. Настрой на спокойствие. Уравновешивание. Баланс. Качание на волнах.
Это как тихий осенний выходной день, когда от одного взгляда в окно на душе становится спокойнее и дышится легче. Это как кофе утром (если стаккато) и колыбельная вечером (легато).
Пойду сыграю. Спасибо!
Hava Nagila

С детства любила играть гаммы и особенно эти короткие арпеджио. Сама с собой соревновалась ради интереса.
Даже в 6 классе музыкальной школы сказали, что я лучше всех в школе. Сдала зачет по гаммам, поэтому в музыкальном училище я была в числе лучших, а председатель комиссии на государственном экзамене дал рекомендацию поступать в консерваторию, что я и сделала успешно, хоть и через 7 долгих лет в 1985 в Вильнюсе.
И даже сейчас после всех катаклизмов в моей жизни в 62 года прежде сажусь играть для кайфа и начинаю с гамм, и особенно эти арпеджио из 4 звуков. И Душа успокаивается.
Елена Сафонова

Алла Азарх