«Дикая Россия»: по таинственной Карелии

Более 800 км пути, «золотая десятка» поистине уникальных мест Карелии, 3 экипажа Chevrolet Niva. В третьей экспедиции проекта «Дикая Россия» было место всему: новым открытиям, знакомству с культурой карелов, активному отдыху, романтике и, конечно, бездорожью.

Главной целью путешествия мы обозначили водопад «Белые столбы», который хотели найти еще в первую поездку. Стартовали в 4 утра, традиционно от автоцентра «Питер Лада».

Каждая с именем и характером

Те, кто следит за приключениями экспедиторов «Дикой России» (http://110km.ru/autotravel/97960.html), помнят, что главными действующими лицами команды является тройка Chevy Niva. Каждая из них имеет свое имя и характер. В этот раз вместо «Трактора» взяли черного «брата», привыкшего пока еще демонстрировать свои возможности на тест-драйвах. Пришло время для испытаний «в поле». Чтобы молодой участник не волновался, ему тоже дали имя.
Те, кто следит за приключениями экспедиторов «Дикой России» (http://110km.ru/autotravel/97960.html), помнят, что главными действующими лицами команды является тройка Chevy Niva. Каждая из них имеет свое имя и характер. В этот раз вместо «Трактора» взяли черного «брата», привыкшего пока еще демонстрировать свои возможности на тест-драйвах. Пришло время для испытаний «в поле». Чтобы молодой участник не волновался, ему тоже дали имя.

 «Черный Петр» - родилось как-то спонтанно, однако полностью соответствовало характеру внедорожника в комплектации GLC: важный, непоколебимый, целеустремленный. Периодически он возглавлял нашу колонну автомобилей. «Хорошо идет… И безопасный», - то и дело комментировал Сергей Родин, директор по маркетингу «Питер Лада». Следуя за ним, мы даже придумали забавную игру: что могло бы поместиться в багажник «Петра» на букву «З». Оказалось, вместить существительных в отсек объемом 320 литров можно много чего интересного.

В топовой комплектации бережливое отношение к пассажирам можно оценить по наличию противотуманных фар, АБС, системе фронтальных подушек безопасности водителя и переднего пассажира, передних ремней безопасности с ограничением нагрузки и преднатяжителем.

Салон с улучшенной отделкой по особому располагает к длительным поездкам. Слишком жарко – кондиционер в помощь. Начинающим путешественникам, не привыкшим доселе испытывать себя в спартанских условиях, вполне можно прожить пару дней в таком автомобиле. Судите сами: подголовники задних сидений Г-образной формы, задние сидения складываются в пропорции 60/40, имеется задний плафон освещения, съемная пепельница, подстаканники и секция для мелких предметов, обогрев ног задних пассажиров. Передние сидения также с подогревом.

«Белая Ласточка», пожалуй, самая разнеженная из всех старых участников. Отнюдь не на дороге, просто до появления нового Chevy в команде она была единственной в люксовом исполнении - в ней особо уставшие путники отдыхали. Правда, внедорожное начало «Ласточки» побеждает, когда речь идет о купании в грязи. Бороздит огромные лужи и кочки со всеми наравне, тут уж всяческие удобства отходят на второй план.

Любимица многих – «Зеленая Салли» - одна из 300 машин, которые были выпущены специально к 100-летию Chevrolet. Комплектация Limited Edition  отвечает требованиям настоящих путешественников. Комфорт минимальный. Характер машины дерзкий, с задатками лидера. На участках, где можно продемонстрировать преимущества полного привода, все время рвалась вперед. Во многом, желание доминировать обусловлено наличием более жесткой внедорожной резины и шнорхеля, благодаря которому «Салли» может преодолевать более глубокие броды.

Чтобы испытание внедорожников на просторах дикой природы было максимально честным, Chevy Niva доработке не подвергались. Все в стоке: под капотом 1,7-литровый 4-цилиндровый мотор мощностью 80 л.с. и максимальным крутящим моментом 127,5 Нм. В качестве пары - 5-ступенчатая МКПП.

Карелия. Первые впечатления

Те, кто уже отправлялся, к примеру, на Рускеальские водопады, знает не понаслышке: дорога туда  – уже сплошное испытание. Путь долгий, асфальт плохой, продолжительные участки вообще состоят из т.н. «спрессованной пыли». Горечь скрашивают виды за окном. Своеобразная природная эклектика побуждает прекратить разговоры о технике, машинах и повседневной рутине.

За всю экспедицию мы мало повстречали людей. Но те, с кем посчастливилось познакомиться, любят свой край и чтут его. Содержатели базы, откуда должен был начаться наш основной путь, любезно предложили взять с собой в роли гида Ильдара Салахова. Уроженец Набережных Челнов о Карелии знает не меньше, чем о родном крае, а потому вместо одного планового визита к водопаду, мы посетили за день 9 достопримечательностей.

Руины финской церкви

При въезде в Лахденпохью, на горе слева, виднеются руины кирпичной церкви — Яккима. Она была возведена в 1850 году по проекту Ц.Л. Енгеля. В период своего функционирования там могло разместиться до 3 тыс. человек. В 1977 году церковь сгорела. По сей день одинокие стены красного цвета окружает лишь дикая природа. Карельские березы листьями окутывают полуразрушенные очертания дверных и оконных проемов, нижняя часть стен поросла мхом.

Недалеко от церкви находились белокаменные здания Христианского высшего народного училища Яккима и Народной школы поселка Ваара. Наше внимание особо привлекло братское кладбище яккимцев и лахденпохцев, погибших в 1918, 1939-1940, 1941-1944 годах.

Каменный свинарник в Рюттю

Следующим местом, которое мы посетили, стал заброшенный свинарник, построенный еще в 1880 году. Место завораживает своей магической атмосферой. Ощущение, что в пустых комнатах до сих пор кто-то бродит.

Само здание прямоугольной формы, торцевой фасад смотрит на дорогу, по оси главного симметричного фасада расположены входные ворота. Стены его сложены из бутового камня и красного кирпича, а двускатная крыша покрыта шифером. Во второй половине XX века часть разрушенных стен была восстановлена силикатным кирпичом.

Слева от дороги в 1892 году появилось здание каменного хлева. Внутри коровника сохранилась первоначальная система обустройства стойл. В помещениях для скота был водопроводный насос, работавший на электричестве. В отличие от соседствующего здания, хлев оказался вовсе не заброшенным, там по-прежнему обитают козы и овцы. И больше никого вокруг, только природа. Мы не упустили возможность устроить небольшую фотосессию.

После свинарника путь лежал в сторону водопада на реке Тохмайоки, где расположилась финская ГЭС. Живописное место, открывающее виды на водопад  со всех сторон, как бы настраивало нас на встречу с главной целью поездки, до которой еще предстояло пройти много километров пути.

Водное богатство Рускеалы

Рускеальские водопады и Мраморный каньон для многих путешественников является уже конечной точкой, вот и в этот день туристов было предостаточно. Кстати, именно здесь проходили съемки легендарного фильма «А зори здесь тихие».

Побывать там стоит хотя бы потому, что неподалеку от 4-метровых «водных стен» находится Мраморный каньон. Долгое время карьеры служили местом добычи мрамора для соборов и дворцов Санкт-Петербурга и других городов.

С оборудованных смотровых площадок открывается фантастический вид на скалы, всюду слышится иностранная речь туристов. Один из наших пилотов получил порцию адреналина, пролетев на страховом тросе над карьером. Правда, по его словам, преодоление природных препятствий на родных Chevrolet Niva приноси куда больше впечатлений.

К слову, о бездорожье… Дорога до соседствующего с каньоном заброшенного завода, дала нашим «Шеви» возможность «развлечься». В самой нижней точке дорожный просвет составляет 22 см, а по значениям углов въезда и съезда  - 37 и 35 градусов соответственно. Низкая колесная база и короткие свесы позволяют автомобилю вскарабкаться на достаточно крутые горки, преодолевать различные кочки, проезжать ямы и лужи. Небольшая для внедорожника масса хорошо сказывается на грунте.

Заброшенный мраморно-известковый завод – отличное место для ценителей урбанистических достопримечательностей. Здесь даже осталось нетронутым оборудование. Говорят, прекрасный вид на завод открывается с водонапорной вышки, но лестница внутри довольно ветхая, поэтому рисковать мы не стали. Путь лежал в сторону провала.

Провал образовался в 60-е годы XX столетия. Причиной тому стали сильные взрывы в соседнем карьере. Кровля старых полузатопленных штолен не выдержала и провалилась в воду. На поверхности открылось впечатляющее овальное отверстие примерно 20 на 30 метров. Лесной массив вокруг создавал ощущение замкнутого пространства, в центре которого магическая впадина. Читать далее...