Едем из Петербурга в крепость Корела

13.07.2018

По количеству придорожных достопримечательностей трасса А-129, ведущая на Приозерск, вряд ли может соперничать с теми же Киевским или Таллиннским шоссе. Однако, любителям автомобильных путешествий и это направление может показаться в чем-то интересным и познавательным. Особенно если знать, куда свернуть с основной магистрали.

От Санкт-Петербурга до Приозерска порядка 130 км ходу. Однако, рассчитывать на то, что сможете преодолеть это не самое большое, по российским меркам, расстояние оперативно, не приходится. Дорога хоть и хороша на всем ее протяжении, но уже больно узкая – по одной полосе в каждом направлении. Для современного транспортного потока «двухрядки» уже недостаточно. Особенно в предвыходной вечер и сам уик-энд.

Примерно половину дистанции А-129 проедем по территории Всеволожского района. Дорога от Осиновой Рощи до Агалатово петляет словно змейка, и ничего, кроме, неприглядных построек советского периода и появившихся в постперестроечные годы лабазов тут не приметишь. Первое на нашем пути действительно оставляющее впечатление строение – храм святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба в Агалатово. 

Сразу после Агалатово путешествующих встречает строительная техника. Невооруженным глазом виден тот масштаб, с которым ведутся работы. Сопроводительные информационные знаки говорят о том, что в данном месте (поворот на Кировск и Васкелово) возводится мощная автомобильная развязка и расширяется перегруженная А-129. Над «оформлением» данного пятака «колдуют» спецы из «ВАДа», которые знают толк в своем деле и уже отметились целым набором отремонтированных и заново построенных участков автодорог в разных точках Северо-Западного региона

Поскольку стройка напрямую затрагивает полотно дороги, без сужения проезжей части и ограничения движения не обходится. Для нас с вами это означает, что придется снизить скорость до минимума. Набирать ее после того, как проедете сложный дорожно-строительный объект, не стоит – впереди (буквально сразу) – мемориал "Лемболовская твердыня". В советские годы памятник почитался как культовый, сегодня редкий экипаж свернет с А-129 и проедет какие-то 50 метров вправо, чтобы остановиться и отдать должное нашим героическим сродникам, отдавшим свои жизни за великую Победу.

Километров через 60 от границы Санкт-Петербурга начинается административная граница Приозерского района. Аккурат в районе населенного пункта Орехово. Что можно сказать непосредственно о самом районе? По официальным данным, численность населения этого территориального объединения составляет около 62 тыс. жителей. Из них 2/3 проживает в сельской местности. Исторически Приозерский район развивался как аграрно-промышленный, но сегодня в структуре производимого на его территории валового продукта без малого 70% занимает продукция промышленности.

Район протянулся на 90 км с севера (от Олонецкой возвышенности до Лемболовских высот на юге) и на 60 км вдоль западного побережья Ладожского озера. Климат на территории района – переходящий от континентального к морскому, с умеренно теплым летом, являющийся благоприятным для жизнедеятельности и отдыха людей. Именно, начиная с Орехово передвигающихся по А-129 начинают в изобилии встречать дорожные знаки, указывающие, что тут-то и там-то располагаются всевозможные базы отдыха, летние детские лагеря, загородные клубы, охотничье-рыболовные базы и т.п. Многие из них, как вы понимаете, появились относительно недавно, когда коммерческая жилка наиболее предприимчивых соотечественников дала сигнал о том, что на природных преимуществах данной территории можно неплохо подзаработать.

Для этого и впрямь есть все объективные предпосылки, в частности, многочисленные озера, реки, скалы и леса. Последние занимают 63% всей площади Приозерского района. Основная масса их – сосняки, преимущественно сухие боры. В объятиях одного из таких боров располагается горнолыжный курорт «Игора», в открытии которого несколько лет назад принимал участие Путин. Чуть дольше по  ходу движения (дер. Иваново) - 2 автозаправочных комплекса и рыбный ресторан. До конечной точки нашего путешествия – Приозерска – остается еще добрых 70 км.

Сосново остается чуть правее от нашей трассы, а впереди – знаменитое среди поклонников активного отдыха Лосево. Знатоки утверждают, что знаменитые Лосевские пороги считаются одним из лучших в России мест для тренировок и соревнований по гребному слалому и водному туризму. Ежегодно здесь проводится Фестиваль водного туризма, на который съезжаются туристы-водники из многочисленных регионов России и СНГ. Основными событиями в рамках Фестиваля являются Кубок России по технике водного туризма, туристский триатлон «Супермен», марафон с ориентированием, гонки на рафтах (обучение основам рафтинга рекламируется уже на подъезде к Лосево), конкурс туристской песни у костра, ярмарка туристского снаряжения.

Еще в XVIII веке предпринимались первые попытки понижения уровня части озер Карельского перешейка для расширения с/х угодий. Один из таких проектов был осуществлен 17 сентября 1857 года. С помощью взрывных работ был создан мощнейший в Европе рукотворный Лосевский порог (в протоке между озерами Вуокса и Суходольское).

Несколько слов о Суходольском. До 1950 года озеро именовалось Суванто. Оно всегда привлекало к себе внимание  людей, так как занимало выгодное положение не только в торговом, но и в стратегическом отношении, не раз служило важным водным рубежом. Недаром на нем существовал торговый город Волочек (не путать с Вышним Волочком в Тверской области), а позднее стояла шведская крепость Тайпеле. До начала XIX века уровень озера Суванто был выше на 1,5-2 метра уровня Вуоксы, и сток из озера в реку шел по небольшой протоке через Кивиниемский перешеек. От Ладоги озеро отделялось перешейком Тайпале шириной менее 1 метр. Весной 1818 года после обильного снеготаяния уровень воды в Суванто резко повысился, воды озера проникли в русло канала, который начали рыть еще в 1741-м, и, прорвав песчано-валунную перемычку, устремились в Ладогу. В результате, уровень озера упал примерно на 7,5 метра, а величина площади земель, полученных в результате падения уровня Суванто, составили около 50 кв. км. 

Лосевские пороги можно увидеть непосредственно с автомобильного моста на въезде в Лосево. В настоящее время он ремонтируется, а потому движение по переправе строго регулируется рабочими в ярких жилетах. Это, кстати, очередное на А-129 искусственное ограничение потока. До Лосево, забыл отметить, будет д. Варшко. Так, ничего особенного, но в ней есть ж/д переезд, место небезопасное, лучше снизить скорость. Метрах в 200-250 от этого переезда идет возведение автомобильного путепровода, который со временем возьмет на себя основной транспортный поток, исключив пересечение авто- и ж/д потока.

Саперное. Название устрашающее, но ни о каких заминированных полях речи, конечно же, не идет. Более того, именно в Саперном мы встречаем второй на пути нашего следования православный храм – Коневской иконы Божией Матери (1994 года), также деревянный и такой же красивый, как в Агалатово. С одной лишь поправкой, что церковь в Саперном – скорее, православный городок, где проходят реабилитацию наркозависимые. Подтверждено на авторитетном научном уровне, что эффективность работы православных священников с этим непростым контингентом – очень и очень высокая.

В Саперном есть поворот на Ромашки (перекресток украшает высокий поклонный крест). Свернув налево, через какие-то 10 км вы сможете увидеть кирху Вуоксела. Она построена на мысу Ламмасниеми (Овечий) в 1929 году по проекту Илмари Лауниса. Высокую 8-угольную колокольню, совмещенную со зданием храма, венчает крест, который сохранился до наших дней. 

От Саперного до Приозерска остается немного – порядка 42 км. Дорога, петляющая среди живописных лесных массивов, гладкая и уже не такая загруженная транспортом, как было до сих пор. В Плодовом будет поворот на бухту Владимирская. Это информация для тех, кто хоть что-то слышал об острове Коневец и располагающемся на нем мужском монастыре, где в XIV-XV в.в. пребывал в молитвенных подвигах преподобный Арсений Коневский (подробности здесь).

Часовня во имя этого православного подвижника и чудотворца, покровителя путешествующих по морю) есть и в самом Приозерске. Город районного масштаба относится к категории «малых городов» и насчитывает около 19 тыс. жителей. При въезде в Приозерск вас  встречает основная достопримечательность – музей-крепость «Корела».

Корела (Кексгольм) впервые упоминается в летописи под 1143 годом. Первые деревоземляные укрепления построены новгородцами в 1310 году. До сегодняшнего дня сохранились оборонительные валы от укреплений XVI-XVII веков, Круглая башня, ворота которой по приказу Петра I были обиты шведскими нагрудниками в честь освобождения г. Кексгольма от шведов в 1710-м, Новый Арсенал XVIII века и другие сооружения. В 1611 году шведы после многомесячной осады надолго захватили город. В ходе Северной войны Кексгольм был взят русскими войсками, крепость сохранила военное значение до 1810 года. Со II половины XVIII века использовалась как политическая тюрьма.

Надо признать, крепость «Корела» сохранилась в весьма неплохом состоянии, видно, что за ней следят и ухаживают. Вход в крепость недорогой – всего 30 рублей. Окрестности укрепления очень живописные, много отдыхающих, на автостоянке перед крепостью установлены Памятник Победы – танк ИС-3 и «самоходка».

Чисто внешне Приозерск не производит какого-то яркого впечатления – этакий провинциальный середнячок. Кафетериев, где путнику можно было бы перекусить, явно не хватает. Зато продуктовых магазинов пруд пруди. Дорога, пересекающая Приозерск в сторону карельской Сортавалы (до нее еще 140 км), в настоящее время находится в состоянии ремонта, так что, совсем скоро предстанет в неплохом виде. При выезде из города находится Парк защитников Отечества, открытый в 2005 году.

Из других достопримечательностей Приозерска отметим евангелическо-лютеранскую кирху. Она была построена в 1929-1930 г.г. в стиле национального романтизма. По прямому назначению не функционирует. С июня по сентябрь на колокольне кирхи проходит выставка декоративно-прикладного искусства. Отсюда же открывается красивая панорама под названием «Приозерск с высоты птичьего полета». Читать далее...