Едем на красный? Почему бы нет!

Споры о том, стоит ли вносить поправки в Правила дорожного движения, разрешающие поворачивать направо на красный сигнал светофора, продолжаются. Автомобилисты видят в этом явную выгоду, а защитники прав пешеходов предрекают рост плачевной статистики.

Повернуть направо на запрещающий сигнал светофора можно, предварительно уступив тем, кто движется по главной дороге, а также пешеходам. В течение года на 3 перекрестках Москвы, Московской области и Белгородской области проводился эксперимент – водителям разрешалось поворачивать направо на красный сигнал светофора. В результате этого на «тестовых площадках», согласно официальной статистике, за отведенный период времени не произошло ни одного ДТП, связанного с действием пилотного проекта. При этом эксперимент показал, что увеличилась пропускная способность дорожных развязок.

Однако, многих сразу обеспокоил вопрос, касающийся пешеходов. В нашей стране и без этого новшества они чувствуют себя несколько ущемленными, поскольку российские автомобилисты зачастую игнорируют требования пропустить их даже на регулируемых переходах.

Портал 110km.ru решил узнать мнение читателей по данному вопросу. Как и ожидалось, большинство респондентов – 55,8% - считают, что разрешение совершать такой маневр увеличит пропускную способность на перекрестке. 19,8% читателей убеждены, что ни к чему хорошему это не приведет, а еще 17,5% понимают, что это создаст угрозу безопасности пешеходов. Видят благо для всех участников движения 16,3% опрошенных.

«Идея разрешить поворот направо на красный свет не нова. Уже более 30 лет она работает в США, Канаде и ряде европейских стран. Я уверен, что и российские автолюбители будут рады, если такой закон будет принят и у нас. Это позволит несколько разгрузить наши дороги. За последние годы культура вождения в России выросла, поэтому считаю, что данная мера не повлияет на количество аварий и наездов на пешеходов. В качестве теста я бы начал внедрять данный закон в Москве и Санкт-Петербурге», - считает Артём Аранович, директор по развитию «Русского АвтоМотоКлуба».

А вот некоторые региональные представители дорожных организаций наоборот не видят абсолютно никакой культуры вождения. По их мнению, водители не готовы к новому порядку. Кроме того, привычка проезжать на красный свет сама по себе не очень хорошая. Некоторые автомобилисты уже сегодня недостаточно дисциплинированы, поэтому такая норма может сказаться дурным образом на их поведении.

Против этого спорного правила в первых рядах выступают защитники пешеходов. По их мнению, у человека хотят отобрать право на безопасный переход перекрестка. Вдобавок он может быть сбит, признан виновным, затем у него могут потребовать оплатить ремонт сбившего его автомобиля и т.д.

«В городах есть перекрестки, где правый поворот на красный  не опасен для пешехода  - там, где есть подземные пешеходные переходы или вблизи перекрестка функционирует наземный пешеходный переход. В Москве несколько лет назад на таких перекрестках была установлена дополнительная секция светофора  - стрелка «поворот направо». Такие перекрестки без стрелок еще остались в столице и других городах. Только на них можно разрешить поворот направо на красный свет светофора, но не на всех», - комментируетВладимир Соколов, председатель МОД «Союз пешеходов».

Он продолжает мысль: «В соответствии с ПДД пешеход имеет право пересекать дороги на перекрестках на разрешающий сигнал светофора для автомобилей. Представим, к чему приводит разрешение водителям поворачивать направо на красный: пешеход, завершая переход, внезапно выходит на крайнюю правую полосу из-за автомобилей, ожидающих проезда прямо и направо. Человек не может видеть автомобиль в крайне правой полосе, намеревающийся повернуть направо на красный, а водитель не видит пешехода, и его внимание сосредоточено на повороте направо, а пешеход появляется слева. Итог очевиден».

Чтобы не быть голословным, специалист приводит статистику ГИБДД. Так, число наездов на пешеходов увеличилось за полгода в Центральном федеральном округе на 18,6%, погибших стало больше на 43,8%, а раненых – на 17,7%. Данные по Москве тоже все с плюсом и составляют 19,1%, 18,4% и 5,8% соответственно. В «Союзе пешеходов» также считают, что поворот направо на красный станет причиной увеличения количества аварий. По их данным, уже сейчас 30% дорожно-транспортных происшествий связано именно с подобными ситуациями.

Многие автомобилисты такой маневр вообще не считают «свежим». В действительности аналогичный порядок движения действует уже давно, но только на тех перекрестках, где установлен светофор с дополнительной секцией «стрелка». Проезд по ней обязывает пропустить всех, кто едет по зеленому сигналу. По их мнению, цена установки таблички гораздо меньше стоимости секции светофора, поэтому правило вполне себе можно закрепить в ПДД.

Екатерина Чагаева, директор по продажам «Ауди Центра Восток», полагает, что разрешение поворота направо на запрещающий сигнал светофора актуально для большинства городов России, а не только для лидеров по количеству пробок – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Ростова-на-Дону, Новосибирска. Интенсивность движения и наличие заторов зависят не только от величины транспортного потока, но и от таких факторов, как погодные условия и ДТП. В связи с этим потребность в данном нововведении очевидна для всех регионов.

Ранее депутат Вячеслав Лысаков уже высказывался, что вводить новую норму повсеместно надо весьма аккуратно. Если появится свободный ряд, его тут же забьют те, кто желает проехать прямо, если запретить из этого ряда движение прямо, то это будет ущемление прав автомобилистов. По его мнению, прежде чем закреплять в ПДД новую схему поворота направо, надо тщательно изучать ситуацию на каждом конкретном перекрестке.

Возможно, кто-то помнит, что в середине столетия в России так уже ездили, однако через 5 лет от правила отказались. И это при тамошней дорожной обстановке, которая была на порядок спокойнее, чем сейчас. Авторы инициативы подсчитали, что проезд направо на красный экономит топливо на 10%, уменьшает количество заторов до 24%, вдобавок экономит госбюджет, поскольку не придется тратиться на установку светофоров с дополнительной секцией. Читать далее