Год плюса: чем порадовал авторынок России

Минувший год стал для российского авторынка во всех смыслах благоприятным. Спрос на новые автомобили стабильно рос, автопроизводители начали расширять ассортимент, в том числе за счет дорогих моделей, а дилеры, что называется, выдохнули.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев 2018 года автосалоны продали порядка 1,6 млн автомобилей, что на 13,7% выше результатов 2017-го. До конца года ожидается рост продаж до 1,8 млн машин. Сегодня авторынок РФ входит в десятку наиболее ликвидных в мире по версии JATO. Как говорят эксперты Российской ассоциации автодилеров (РОАД), в первую очередь, на положительную динамику рынка влияет отложенный спрос и относительная стабильность экономики.

Кроме того, одним из ключевых факторов позитивной динамики стало, как не парадоксально, ослабление рубля и грядущее повышение НДС до 20%. Из-за нестабильной ситуации на валютном рынке и ожидаемого роста цен на товары и услуги в 2019 году многие потребители приняли решение купить машину сейчас. Способствовали росту потребительского спроса также меры государственной поддержки в виде льготного кредитования по типу программы «Льготный автомобиль». В мае этого года можно было встретить ставки на уровне 10%.

Сегодня соотношение «заемные» - «личные» денежные средства в реализации легковых автомобилей составляет 1/1. С 1.10.2019 года условия выдачи кредитов ужесточатся в связи с новыми требованиями ЦБ РФ. Поэтому если в планах стоит покупка авто за счет заемных денежных средств, то нужно успевать осуществить задуманное на максимально выгодных условиях до конца сентября следующего года/
Дмитрий Константинов Директор KIA столица ГК «АвтоСпецЦентр»

Поддержка правительства – один из ключевых факторов, от которого зависит, сможет ли авторынок в будущем году повторить результат 2018 года. По опыту прошлых лет наилучшим образом зарекомендовала себя программа льготного кредитования. Программы «первый автомобиль» и «семейный автомобиль» также смогли стимулировать спрос со стороны определенной категории клиентов. Поэтому остановка этих программ может негативным образом сказаться на продажах новых машин.

Кроме того, по предварительным оценкам, стоимость автомобилей в среднем по рынку в 2019 году возрастет на 3-7%. Окончательный рост зависит от стабильности рубля, отсутствия жестких санкций со стороны Запада и США, методов государственной поддержки, дальнейшей корректировки утилизационного сбора и акцизов, а также – субсидирования отрасли.

В прошлом году локомотивом рынка были бюджетные модели массовых брендов: благодаря локализации производства в России они попадали под действие государственных программ стимулирования спроса. Когда эти программы свернули, спрос в нижнем ценовом сегменте существенно снизился. Зато активность покупателей начала восстанавливаться в среднем ценовом сегменте и премиум-классе, где срок владения автомобилем всегда был короче, чем в массовом сегменте.

По нашему прогнозу, авторынок в первом полугодии 2019 года может показать отрицательную динамику. В середине года ситуация может начать восстанавливаться, и по итогам года рынок может выйти на уровень 2018. Отметим, что спрос на автомобили зависит от многих факторов. Например, это курс рубля, размер ключевой ставки, а также уровень доходов населения, индекс потребительской уверенности. Все эти параметры могут подогреть спрос или, напротив, ограничить его/
Максим Вирченко, директор дилерских центров «Jaguar Land Rover Автопрайм» и «Jaguar Land Rover Октябрьская»

В РОАД пояснили, что сейчас формируется программа поддержки на будущий год. Она резко сократилась по сравнению с прошлыми годами, ушли некоторые направления. Эксперты намерены обратиться при необходимости в Правительство и Минпромторг за поддержкой именно спроса, а не производства автомобилей.

По мнению некоторых экспертов авторынка, сейчас острой потребности в субсидировании отрасли нет. Тем не менее, благодаря ожидаемому «эффекту отложенного спроса» в 2019 году на фоне снижения покупательского спроса, льготные программы кредитования являются если не единственным, то по крайней мере немаловажным инструментом в формировании спроса населения на автомобили всех сегментов. Таким образом, поддержка со стороны государства поможет ускорить темпы восстановления рынка до докризисного уровня: этот процесс займет еще как минимум 5-7 лет.

Сейчас в группе риска находятся, прежде всего, мелкие дилеры, которым труднее диверсифицировать бизнес. В тоже время, вне зависимости от размера предприятия, в условиях, когда на продажах новых автомобилей особо не заработаешь, задача – максимально загрузить сервисную зону. Сейчас практически у всех дилеров есть пакетные сервисные предложения и программы для возрастных автомобилей старше 3-5 лет, которые позволяют дилерскому сервису конкурировать по цене с неофициальными мастерскими.

Еще одно направление, которое может стать хорошим подспорьем в нестабильное время, – реализация автомобилей с пробегом. Правда, это капиталоемкая работа (на выкуп товарных машин требуется немало средств), поэтому полноценно развивать его могут себе позволить только сильные дилеры. Тем не менее, если 2019-й выдастся непростым, дилеры смогут заработать на этом направлении. Читать далее