Искушение большой скоростью

13.07.2018

Далеко не все любят водить машину. Например, я. Ну, не нравится мне напрягаться. Да и потом, сколько ни напрягайся, не исключено, что однажды в тебя врежется какой-нибудь нехороший человек, редиска.

Еще я иногда засыпаю за рулем. Однажды проснулся на светофоре: стою и вспоминаю, как я там оказался. От такого не по себе. Наверное, я неважный водитель. От того, думаю, в мою «пешеходную» голову порой приходят нелепые мысли. Зачем, например, человечество выдумывает все более быстрые машины, если те же ПДД четко и недвусмысленно устанавливают на дорогах лимит скорости? На одних моделях срабатывает искусственный ограничитель в 250 км/ч, а другим и «400 с гаком» – не авторитет. «Зачем это надо, - спрашиваю сам себя. - Какой смысл производить такие машины, если быстрее 50-60 км/ч по городу ездить все равно нельзя»? Ладно, на шоссе можно разогнаться до 110-130 км/ч. Превысили - оштрафуют. Но ведь лихачество опасно для здоровья и даже жизни. Полетел, не справился с управлением, задел край сугроба, и нашли тебя уже на высоте пятиэтажного дома, торчащим из рекламного щита. А сколько народу было передавлено из-за того, что кто-то на лихом скаку не справился с управлением. В чем кайф, простите, не понимаю.

Порой кажется, что мировой автопром находится в доле с автоинспекторами. Одни искушают любителей погонять  скоростными возможностями машин, другие этих горе-водителей штрафуют за использование этих самых возможностей. Ну, и еще, наверное, с ними в доле похоронные службы. Человек же слаб: на 90 % состоит из понтов и лишь на 10 % — из здравого смысла. У кого данное соотношение склоняется в сторону самосохранения, он, простите, не «в тренде».

«Слабо наперегонки вон до того перекрестка»?.. И погнали пацаны, забыв о рассудке и близких. Адреналин, восторг, раж…. Пять старушек в реанимации, машины в хлам, водители на погосте. Прости, Владыко...

Искушение – страшная штука. Ну, как, скажите, не разогнаться в ночном городе до «180-ти», если пустые улицы позволяют?! Но ведь можно и не разгоняться. Можно ездить по правилам, при этом ощущать: ты, блин, крут. Как Корейко в «Золотом теленке»: скромен, экономен, прижимист, но с миллионом. Такое понимание возвышает тебя над другими. Это как украсть «Данаю» и повесить у себя в подвале. Показать никому нельзя, но можно спускаться в подвал и любоваться шедевром при свете фонарика. Последнее мне ближе, я лучше в троллейбусе. Не спеша. Потому что я трус и не «в тренде».

Шестьдесят — не более

Средний скоростной режим на дорогах показан при поездках в городской полосе. Так, российскими ПДД предусмотрена скорость не более 60 км/час. Спешить не стоит, утверждают специалисты, ведь часто приходится тормозить перед светофорами и пешеходными переходами, а затем снова разгоняться. Водитель всегда находится в напряжении и повышенном внимании. Правда, часто машины мчатся в городе «под 130», и такое нарушение скоростного режима нередко приводит к серьёзным авариям и последствиям.

Административные наказания за превышение скорости регламентируются статьей КоАП 12.9 «Превышение установленной скорости движения». За превышение скорости от 20 до 40 км/ч предусмотрен штраф в размере 500 рублей, от 40 до 60 км/ч - до 1500 рублей. При повторном нарушении в течение года выписывается штраф до 2500 рублей. Если превышение скорости от 60 до 80 км/ч зафиксировано с помощью видео- или фотосъемки, предусмотрен штраф до 2500 рублей. Если данное правонарушение зафиксировано сотрудниками ГИБДД, вам грозит лишение прав до 6 месяцев. За превышение свыше 80 км/ч уплатите 5000 рублей, либо лишитесь ВУ  на срок 6 месяцев. И все равно граждане нарушают…

«Закон о локомотивах»

История принятия государственных решений об ограничении скорости движения уходит вглубь истории более чем на 200 лет до наступления эпохи автомобиля. В городе Ньюпорт (США) в 1730 году была предпринята попытка не допустить гибели пешеходов путем запрещения возчикам и всадникам гнать лошадей галопом на основных улицах. Ограничение скорости до 10 миль/час под названием «Закон о локомотивах» было введено в Англии в 1861 году и касалось ж/д транспорта.

Наконец, в 1901 году, вскоре после появления автомобилей, в штате Коннектикут было введено первое в истории официальное ограничение скорости для автомобилей величиной в 8 миль/ч. Во всех приведенных примерах ограничение скорости вводилось в целях защиты пешеходов.

В нашей стране принятие системных государственных решений по ограничению скорости берет начало в 1929 году, когда скоростной регламент был принят только для населенных пунктов и составлял для легковых машин и мотоциклов 40 км/ч, а для грузовиков на пневмошинах – 30 км/ч. Через 10 лет регламент изменили. Скорость для населенных пунктов была повышена до 50 км/ч. В послевоенных Правилах это значение было повышено до 60 км/ч и остается таковым до сих пор.

Необходимо отметить, что в европейских странах, за исключением Словакии, Сербии и Боснии, разрешенная скорость движения в населенных пунктах составляет 50 км/ч.

Интересно, что 8 миль/ч соответствуют нынешним 13 км/ч. Скорость величиной в 10 раз больше является для современных автомобилей легко достигаемой. Если предположить, что любой автомобилист получит возможность эксплуатировать своего «железного коня» на таких скоростях, что будет с пешеходами, для которых чуть более 100 лет назад скорость в 13 км/ч была признана смертельно опасной.

Придать единый скоростной режим

Первые автомобили сразу же вступили в вечное противоречие с пешеходами. В современных условиях это противоречие формируется между пешеходным и транспортным потоками. Как утверждают специалисты, надежно разделить эти потоки не получится ни в одном городе. Именно поэтому действующие ограничения скорости для населенных пунктов во всех странах предписывают движение со скоростью дающей пешеходам шанс на сохранение жизни в случае возникновения опасности наезда, когда водитель прибегает к экстренному торможению, предпринимает маневр или и то и другое одновременно.

Чаще всего взаимные опасности исходят от транспортных потоков встречных направлений и пересекающихся потоков. Столкновения автомобилей, их наезды на препятствия, съезды с автодороги с опрокидыванием практически всегда влекут повреждение транспортных средств, а если это происходит на высокой скорости – неизбежно приводит к гибели и ранению водителей и пассажиров. Резонно обратиться к модели Нилссона, которая активно применяется при разработке транспортной логистики в европейских странах.

Моделирование влияния изменений средней скорости движения автомобилей в общем транспортном потоке европейских стран позволило вывести следующее соотношение: снижение средней скорости на 5% приводит к снижению дорожного травматизма на величину около 10%. Читать далее...