Как отличить крутящий момент от мощности, или Проверяем мотор на эластичность

Для тех, кто всерьез увлекается автомобилями, такие понятия, как мощность двигателя и крутящий момент – не пустые слова. И без нашего ликбеза они озвучат различия и особенности терминов, поэтому Америки для них мы не откроем. А вот начинающим и интересующимся автовладельцам попробуем разъяснить, что к чему.

Крутящий момент – это, по сути, круговое движение вала двигателя с определенным усилием. Мощностью, в свою очередь, можно назвать способность вращаться как можно быстрее, при этом создавая на валу крутящий момент.  Чтобы его донести до колес, используется трансмиссия или, если хотите, силовая передача автомобиля. Именно она способна изменять крутящий момент в той степени, которая нам требуется. Условное «выпрямление» крутящего момента происходит в момент контакта колеса и дорожного покрытия

Чтобы иметь хороший разгон, уверенно штурмовать подъемы или транспортировать помимо седоков определенный набор груза в багажнике, нужна максимальная тяговая сила. Усилия инженеров уже не одно десятилетие направлены на то, чтобы создавать двигатели, обладающие достаточным запасом мощности, стабильным крутящим моментом в широком спектре оборотов и, собственно говоря,  высокими оборотами. Дело это, как все мы понимаем, непростое, но важное. Слагаемые эффективности тут известны: грамотная настройка выпускной системы, использование изменяемых фаз газораспределения, электронного впрыска топлива, а также применение турбонаддува.

Чтобы правильно оценивать внешнюю скоростную характеристику силового агрегата, следует запомнить простые технические параметры. Например: количество оборотов при топовой мощности измеряется в оборотах в минуту (об/мин), а величина мощности - в лошадиных силах (л.с) или киловаттах (кВт), пиковый крутящий момент – в Ньютоно-метрах (Нм). Чем раньше достигается предел крутящего момента, тем грамотнее эффективнее трудится мотор.

На простеньких машинах с не менее скромными моторами подъем на склон зачастую сопровождается тяговым голоданием и ощутимой потерей динамики, которые делают восхождение «овощным». Движок не способен обеспечить надлежащий крутящий момент, усиленное давление на педаль акселератора – пустая затея, тяга отсутствует. Поэтому на выручку приходит трансмиссия – она либо в автоматическом, либо в принудительном мануальном изменяет передаточное число, и тогда автомобиль худо-бедно будет продвигать себя вперед.

Большинство современных моторов могут похвастаться своей эластичностью. Смеем предположить, что с этой характеристикой наши читатели неоднократно встречались, знакомясь теми или иными публикациями «а-ля тест-драйв». Под эластичностью технари обычно понимают соотношение между количеством оборотов пиковой мощности и оборотами максимального крутящего момента.

Как правило, обороты максимального крутящего момента у эластичных движков заметно ниже оборотов топовой мощности. В движении это только плюс: водитель может увеличивать или, наоборот, снижать скорость исключительно посредством работы педалью акселератора. Становится возможным ехать на повышенных передачах, имея на спидометре показания  малой скорости. Читать далее