110KM.RU
23 387 subscribers

От «ежа» уйти не просто

680 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
680 read the story to the endThat's 62% of the total page views
2 minutes — average reading time

От «ежа» уйти не просто

В белорусском городе Калинковичи сотрудники местной Госавтоинспекции попытались остановить автомобиль Peugeot 406 для проверки документов. Однако, водитель требование об остановке проигнорировал. В итоге, дорожным милиционерам пришлось прибегнуть к помощи автозаградителей.

Все мы помним отечественные фильмы 1970-1980-х о доблестной милиции. В них нередко можно увидеть сцены, когда инспекторы ГАИ для обезвреживания бандитов, скрывающихся от правосудия на машинах, используют так называемые «ежи».

От «ежа» уйти не просто

В те славные годы автоматические устройства принудительной остановки транспорта (таково официальное название этих незамысловатых устройств) применялись очень активно. Производители автозаградителей имели от государства серьезные заказы.

В настоящее время автоматические автозаградители - практически невостребованный инвентарь из технологического арсенала ГИБДД. Пожалуй, один из последних из примеров практического применения «ежей» в нашей стране имел место в октябре 2013-го. В г. Воротынце Нижегородской области водитель, управлявший Hyundai Solaris, совершил ДТП с материальным ущербом и с места происшествия скрылся.

От «ежа» уйти не просто

Незамедлительно были ориентированы экипажи ДПС, находящиеся на патрулировании трассы М-7 «Волга». Один из экипажей обнаружил беглеца, но на требование остановиться водитель иномарки никак не отреагировал и продолжил движение. Экипаж ДПС организовал преследование. Было принято решение о применении спецсредства для остановки транспортного средства «Еж-Диана» и вскоре в оно было применено. Однако, нарушитель не собирался останавливаться даже с пробитыми передними колёсами. Вот только на неисправной машине далеко уехать не смог и съехал с трассы на прилегающую грунтовую дорогу ведущую в карьер, где был задержан сотрудниками ГИБДД.

Тот же финал ожидал и белорусского горе-водителя, о котором мы упомянули в начале. При подъезде к Калинковичам сотрудники автоинспекции также применили автозаградитель, только другой марки - «Лиана-6000», который проколол шины Peugeot и позволил задержать лихача.

От «ежа» уйти не просто

...невольно вспомнился 2005 год и проходивший в Москве «Форум безопасности дорожного движения». Представитель одного из пермских предприятий, специализирующегося на изготовлении автозаградителей, в беседе со мной посетовал, что нынешние дорожные милиционеры все больше предпочитают использовать оружие, нежели технические средства. Это подтвердили нам и в УГИБДД по СПб и Ленобласти.

Основные заказы сегодня поступают от коммерческих структур, объектов важного государственного значения и даже от атомных станций. Это и понятно, заметил мой пермский респондент, – терроризм пока что никто не отменял. В машинах ДПС «ежей» практически не бывает, только на стационарных постах ГИБДД. Задержать нарушителя при помощи такого устройства не составляет особого труда.

От «ежа» уйти не просто

За многие годы в России изобретено и выпущено достаточное количество автозаградителей - «Диана», «Барьер», «Гарпун», «Кактус» и многие другие. Все они имеют схожую конструкцию и принцип действия, когда все 4 колеса автомобиля прокалываются, он теряет скорость и останавливается. Опасность может заключаться в том, что движущийся с большой скоростью транспорт с проколотыми колесами теряет управление и может перевернуться, улететь на встречную полосу или в кювет.

«Диана» представляет собой специальную гибкую ленту с полыми металлическими шипами. Устройство компактно - помещается в багажник автомобиля и в течение 30 секунд разворачивается на дороге даже силами одного сотрудника. «Диана» работает эффективно: полые шипы моментально пробивают в покрышке небольшие кружки, колесо спускает, автомобиль быстро останавливается.

Средство принудительной остановки «Барьер» отличается от аналогов повышенной прочностью и износоустойчивостью, простотой в эксплуатации и эффективностью, которая достигается особой конструкцией воздухоотводящих штырей из легированной стали. Время оперативной установки СПО в рабочее состояние не превышает 5 секунд.

Устройство для принудительной остановки «Кактус» - стальная «змея-гармошка», оснащенная десятками острых шипов высотой до 10 см и достигающая длины от 3 до 7 метров.

От «ежа» уйти не просто

Самым молодым из обозреваемых нами спецсредств является автозаградитель «Гарпун», появившийся на рынке в 1993-м. Он представляет собой закрытый коробчатый контейнер-станок размерами 113x38x18 см с выстреливаемым поперек дорожной полосы заграждением с шипами. Существует 2 стандартных типоразмера шипованного заграждения (7,7 метра и 9,5 метра), каждый из которых весит 21-24 кг.

В качестве источника энергии выступает монтажный патрон, то самый, что активно используется в строительстве для забивания дюбелей. При наезде автомобиля на расправленную ленту автозаграждения полые шипы застревают в шинах, отделяются от ленты и обеспечивают быстрый сброс воздуха из колес. Немаловажным является и тот факт, что опрокидывание останавливаемого автомобиля при этом полностью исключено. Устройство можно применять на самых различных видах дорожного покрытия – от асфальтобетона до травянистого грунта.

Конструкция «ежа» допускает его постоянное нахождение на позиции под открытым небом в полной готовности к немедленному пуску. Устройство предназначено для многоразового использования и запросто обслуживается одним человеком. 

Для активации автозаградителя понадобится либо шнур, либо радиокоманда с расстояния до 40 метров. В базовом исполнении «Гарпун» предусматривает питание от внешнего источника постоянного тока напряжением 12 В (к примеру, автомобильный аккумулятор). Кроме того, возможно изготовление радиоуправляемого «ежа» с полностью автономным блоком электрического питания, который монтируется в корпусе изделия. На перезарядку автозаградителя в среднем уходит 2 минуты. Особая техника использования автозаградителя позволяет регулировать ширину перекрытия дорожной полосы (до 50% от максимальной), а также изменять частоту установки шипов в заграждении.

От «ежа» уйти не просто

Прежде, чем использовать автозаградители, сотрудники ГИБДД должны попробовать все более лояльные способы остановки. Например, использовать специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящие установки, жесты рукой или жезлом. Только после этого можно применять более эффективные, но вместе с тем и более опасные средства.

Как правило, такие устройства не применяют при остановке автобусов и грузовиков, дипломатического автотранспорта, мотоциклов и мопедов. Не рекомендуется применять СПО на участках дорог с ограниченной видимостью, ж/д переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях. Читать далее