Псковская симфония Volvo. Часть I

По просторам сопредельной с нашим «47-м» регионом Псковской области мы уже колесили, и наиболее внимательные читатели хорошо помнят ту отчетную публикацию. Вроде бы, чего повторяться и вновь посещать знакомые места? Однако, стимул, предложенный нам российским представительством Volvo, оказался сильным искусом. О чем мы? Сейчас узнаете.

Чтобы картина стала ясной с первых строчек, обозначим суть вопроса. Дело в том, что в Volvo Cars Russia работают люди, которые серьезно увлекаются историей родных мест. Однажды в компании подумали: раз мы имеем богатый парк приличных автомобилей, почему бы не совместить полезное, извините, с полезным. То есть изучать историю российских краев и весей, что называется, на колесах. Тем самым и интеллект повысишь, и для машин неплохой тест-драйв – дороги-то наши, сами понимаете, какие.

В 2007-2010 годах подобные тест-драйвы уже имели место быть. Вы только вчитайтесь в названия: «Из Архангельска в Архангельское», «Иван Сусанин Ребрендинг», «По следам Евпатия Коловрата» и «Тропой уральских сказов: в гости к Хозяйке Медной горы». Требовалось продолжение, и оно реализовалось. «Симфония Пятой Империи» - историческая экспедиция по маршруту Москва – Псковская область – Москва. Идеологом нынешнего проекта выступил известный российский писатель, журналист и публицист Александр Проханов, одноименное произведение которого (за него, кстати, Александр Андреевич получил Бунинскую премию 2009 года) и толкнуло организаторов на эту вояж-авантюру.

За 4 дня нам предстояло посетить знаковые места 5 российских империй: Киевско-Новгородская Русь (IX-XIII века), Московское царство (XIII-XVI века), Романовская империя (XVII-XX века), Советская держава (1917-1991 гг.) и Современная Россия (1991-2011 гг.). Программа приятно интриговала, присутствие среди участников пробега мэтра российской публицистики вселяло надежду на познавательное путешествие, а уверенность в передвижении мы справедливо возложили на «шведские танки». Выделенный компанией Volvo Cars Russia кортеж состоял из 15 машин пяти моделей, среди которых оказалось трио абсолютно новых для нашего рынка универсалов V60 Sports Wagon.  

Печальное начало

На днях СМИ растиражировали информацию о крупной аварии, случившейся на 285 км автодороги Москва-Рига. Легковой Volvo лоб в лоб столкнулся с рейсовым автобусом MAN. От сильного удара пробило бензобаки, и оба транспортных средства загорелись. Погибли два водителя и пятеро пассажиров автобуса.

Страшная трагедия, но почему, спросите, я о ней вспомнил? Дело в том, что, едва покинув столицу по все той же Ново-Рижской трассе, мы попали нежданно-негаданно в пробку. Пылая недоумением, вышли с напарником из машины, смотрим – пожарная, полиция, амбуланс, разбитые машины, одна из которых (Land Cruiser) – далеко за пределами кювета.

Подъезжаем по разрешительному сигналу гаишника к месту ДТП, видим: у белоснежного Audi A4 вывернуты колеса, кузов, вроде как, цел, однако передка нет - моторный отсек пуст. Сам движок в паре метров от машины. У Toyota, вылетевшей в поле, железо помято изрядно, да и аэрбеги сработали как по команде. В метрах пяти от Audi, на встречной обочине – Lada Kalina. Как потом поведали коллеги-телевизионщики, у Lada лопнуло колесо, и машину вытолкнуло аккурат на «А-Пятую». Хотя бы все живы…

Повезло и одному из экипажей нашей группы. Доверившись на обратном пути навигатору, ребята чуть не очутились у границы с Белоруссией, и это вместо того, чтобы попасть в Великие Луки. Все бы ничего, но коллеги нарвались на нечто такое, чего на стандартного качества асфальтовой дороге просто быть не должно. Итог неважный – два искалеченных диска, притом что сами шины Pirelli остались невредимыми.

Величие и вымирание

Здесь хочу заметить, что навигатор нас обманывал регулярно. Невольно вспомнилось предупреждение Александра Проханова, сделанное им еще до старта, в Москве. Писатель сказал, что в некоторых местах, но подолгу могут не «ловить» мобильники, что, собственно говоря, мы и ощутили на себе.

Так вот, про навигатор. К великому сожалению, это чудо современного прогресса на первом же важном отрезке пути завело нас в такие бескрайние поля, что еле выбрались на трассу. При этом мы скрупулезно искали место, где 23 февраля 1943 года геройски погиб рядовой Александр Матросов, но так и не нашли. Аналогичная участь ожидала еще один экипаж нашей группы. Пришлось потом вместе слушать рассказы более удачливых товарищей…

Деревень, через которые пролегал наш маршрут, было в достатке. Однако, много таких, которые принято называть призраками. В последние годы Псковская область славится двумя взаимосвязанными бедами: самогоном и снижением численности населения. Пять лет назад от алкогольной отравы в регионе погибло 15 человек, а сотни получили отравления. Из-за этого впервые в России в области пришлось объявить чрезвычайное положение. Псковский регион умирает быстрее любого другого.

Саймон Шустер, репортер американского журнала Time, проколесивший в 2010 году область вдоль и поперек, выяснил, что за последние 8 лет здесь вымерло около 2000 деревень. По сути, это каждое третье российское село, ставшее призраком.

Трудно поверить, но еще в средние века Псков по численности населения обгонял Париж и Лондон, считаясь одним из самых крупных городов Европы. За два дня до нашего прибытия в областную столицу, ее центральные улицы, как водится, подретушировали - приезжал российский премьер. Однако, про окраины города, по словам гида, проводившего с нами историческую экскурсию, опять позабыли. 

Всю свою надежду с возрождением города псковичи связывают с губернатором Андреем Турчаком, назначение которого на пост произошло в 2009-м. По информации все того же г-на Шустера, бывший чемпион по борьбе Турчак является сыном одного из товарищей российского премьера по Санкт-Петербургу. А связи, как известно, в нашей дремучей стране помогают порой сильнее профессиональных навыков.

Вволю нагулявшись по Псковскому кремлю и посетив величественный Троицкий собор, золотые купола которого видны аж на расстоянии до 50 км, кавалькада «коронованных» Volvo направилась к памятнику Александру Невскому и воинам, участвовавшим в Ледовом побоище. Памятник современный и огромный, стоит на холме посреди полей. Видно издалека. К нему ведет узкая пешеходная аллея, по краям которой растут молоденькие березки и рябинки. Обзор с памятного места роскошный. Жаль только не видно Самолвы, небольшой деревеньки по дороге на Гдов. Она расположена на границе Чудского и Псковского озер, где, собственно говоря, и произошло легендарное Ледовое побоище.

Если выезжать из Пскова в другом направлении, минуя Завеличье (самый экологически благополучный район Пскова, хорошо продуваемый ветрами), через несколько километров не самой ужасной дороги попадаешь в Выбуты. Это родина святой Ольги. Место чудеснейшее по своей живописности, со старинным храмом, внутри которого всеми фибрами православной души чувствуется многовековая намоленность. Да и смотритель церкви, раб Божий Владимир (как он сам представился), сама доброта и человеколюбие. Так случилось, что в момент нашего визита в Выбуты над храмом засияла сочная радуга – этакий знак с небес, показывающий журналистам, что место сие святое. Читать далее