Всей славянской мощью...

1 August 2018

Корреспондент 110km.ru волею случая оказался в Жодино. В небольшом белорусском городке, что живет своей провинциальной жизнью в 42 км от республиканской столицы и гордится тем, что создал самый большой в мире карьерный самосвал.

Столь знаменательное событие имело место в сентябре 2013-го. Накануне своего 65-летнего юбилея Белорусский автозавод подал документы для заявки 450-тонного БелАЗ-75710 в Книгу рекордов Гиннесса. До появления белорусского витязя рекорд по грузоподъемности среди самосвалов делил между собой сразу три карьеринка с одинаковой грузоподъемностью 363 тонны - Liebherr T 282B, Caterpillar 797F и Terex Unit Rig MT 6300 AC.


На территории предприятия побывать не посчастливилось, но, как я заметил через высокое бетонное ограждение череды производственных цехов, новый жодинский Гаргантюа в данный момент «несет вахту» возле главных ворот предприятия, охраняя его жизнедеятельность.

А она (жизнедеятельность), откровенно говоря, не однозначная. В четвертом квартале прошлого года премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович заявил о проблемах с экспортом продукции ОАО «БелАЗ». «Завод сегодня переживает тяжелые времена, продажи идут очень сложно», - отметил белорусский премьер.

Глава правительства особо обратил внимание на то, что «в России принимают решение о создании сборочного производства. А для «БелАЗа» хотят ввести утилизационный сбор. И мы получим проблемы», - заявил тогда г-н Мясникович. При этом предприятие получило кредитную линию на 50 млн долларов от российского Сбербанка, которая пошла на поддержание нормальной производственной ситуации.

Белоруссы хоть и сетуют на свою непростую долю, однако, к их чести, не сидят сложа руки. За 2012 год карьерная техника БелАЗ была поставлена в 31 страну мира, среди которых традиционные рынки России, Украины, Казахстана, Узбекистана, других стран СНГ, а также рынки Азии (Китай, Монголия, Вьетнам и др.), Африки (ЮАР, Египет), Европы (Болгария, Сербия, Польша, Эстония). Большая часть продукции - более 62% - была поставлена в Россию. Среди наиболее крупных и заинтересованных партнёров называются «УК «Кузбассразрезуголь», «Мечел-Майнинг», ХК «Сибирский Деловой Союз», «СУЭК» и пр. В том же 2012-м были открыты новые рынки сбыта - Индия, Индонезия, Финляндия и Австралия.

Кстати, Австралия – один из самых перспективных рынков для «БелАЗа». Сегодня на зеленом континенте правят бал прямые конкуренты белорусского гиганта, и прежде всего, Caterpillar. Чтобы потрепать заносчивым американцам нервы, делегация «БелАЗа» отправилась в Сидней, где приняла участие в международной горной выставке AIMEX 2013 и была объявлена победителем в номинации «Лучший эксклюзивный выставочный стенд».

Малыми оборотами, но карьерные «БелАЗы» закрепляют свои позиции в далекой Австралии. При проектировании техники для тропических условий эксплуатации предусматривается комплектация самосвалов системой охлаждения двигателя повышенной теплоотдачи, тонированными стекла кабины, кондиционером увеличенной производительности, шинами и других комплектующими в тропическом исполнении.

Все это оборудование, заметим, устанавливается и на самосвалы, предназначенные для других жарких рынков сбыта. Дело в том, что «БелАЗ» обратил свои экспортные взоры на такие перспективные территории, как Бразилия, Колумбия, США, Марокко, Замбия и Конго. И подоспевший не так давно БелАЗ-75710 может стать весомым аргументом в борьбе супертяжеловесов под палящим южным солнцем.

Как говорят в Жодино, новый мастодонт станет родоначальником нового класса самосвалов особо большой грузоподъемности. В высоту самосвал достигает 8,16 метра (почти 3-этажный дом), в длину – более 20 метров. В сравнимой весовой категории с жодинским богатырем могут посоревноваться лишь самосвалы XCMG (Китай), Liebherr и Komatsu.

БелАЗ-75710 отличает целый ряд оригинальных технических решений: 2-моторная силовая установка суммарной мощностью 4600 л.с. (использованы турбодизели MTU 16V 4000x2); сдвоенные передние и задние колеса; применение двух поворотных осей и оригинальной кинематики поворота (что обеспечивает высокую маневренность); полный привод на все колеса; применение в системе подвески стоек стабилизаторов поперечной устойчивости, что позволяет обеспечить устойчивость без потери плавности хода; использование «умной» электромеханической трансмиссии переменного тока с электрическими дифференциалами и противобуксовочной системой.

Благодаря всему этому БелАЗ-75710 не только берет рекордный вес, но и демонстрирует неплохие  характеристики. Автомобиль общим весом 810 тонн может преодолевать продольные затяжные уклоны дорог до 12% (кратковременные уклоны - до 18%) и развивать максимальную скорость 64 км/ч. При сверхвнушительных габаритах радиус поворота у него составляет 19,8 метра. Для сравнения: радиус поворота 360-тонного БелАЗа - 17,2 метра. Расчетная производительность нового самосвала на 25% выше существующих карьерных самосвалов наивысшей грузоподъемности.

Кстати, карьерными «БелАЗами» в Австралии управляют преимущественно женские руки. Для дам в кабине самосвала устанавливают дополнительную опцию - зеркало, а лестница имеет нетипичный для карьерника угол наклона. Австралийские экземпляры сходят с конвейера белыми, чтобы уменьшить влияние солнечной радиации на водителя, а новому 450-тоннику на заводе собираются дать трогательное имя. Какое, пока доподлинно не известно.

Первые три машины уже нашли своего покупателя - их приобрела кемеровская ХК «Сибирский деловой союз». Стоимость контракта, естественно, не разглашается. Равно как нет четких и конкретных данных по цене каждой модели, ибо комплектации индивидуальны. Но приблизительный расклад все же озвучивается. По данным наших белорусских коллег, стоимость на самого громадного 220-тонного «БелАЗа»  - порядка 2 млн долларов, при этом каждая дополнительная тонна грузоподъемности может увеличить цену самосвала на 3-5 тысяч долларов.

Такие модели в стане «буйволов» принято называть «средними». И по оценкам специалистов, именно они считаются сегодня наиболее востребованными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тот же  Caterpillar, стремящийся отобрать у белоруссов долю на российском рынке, делает ставку на самосвалы средней грузоподъемности. Американцы мечтают иметь 15-20% рынка. При всем том, что объем российского рынка карьерных самосвалов составляет 1,5-1,7 тыс. машин в год.

Эксперты прогнозируют, что среди машин грузоподъемностью от 30 до 60 тонн доля «БелАЗа» будет снижаться, и все - по причине конкуренции с зарубежными производителями типа Caterpillar, Terex, Komatsu и Volvo.

В настоящее время Белорусский автомобильный завод выпускает карьерные самосвалы грузоподъемностью 30, 45, 55, 60, 90, 130... до 450 тонн включительно. Суммарный годовой выпуск превышает  2 тыс. единиц. За 65 лет деятельности с конвейера завода сошло более 135 тыс. великанов.

Белорусские самосвалы неприхотливы и легко выдерживают температурный режим от -50 до +50 градусов. Кондиционеры, системы автоматической смазки и пожаротушения - опции, общие для всех моделей компании. Жодинские умельцы говорят, что при необходимости смогут построить более крупные самосвалы - грузоподъемностью 500 и даже 1000 тонн. Вот только пока в мире нет шин, способных выдержать такие массы. На 450-тонник устанавливаются сдвоенные шины, а вместе с ними - 2 дизельных и  4 тяговых двигателя, 2 генератора.

К слову, о шинах. В сентябре 2013 года в Винницкой области Украины в результате взрыва шины «БелАЗа» погиб человек. Еще двое госпитализированы с тяжелыми травмами. Беда нагрянула во время ремонта колеса великана. 48-летнего водителя как пушинку откинуло прямо на стоящий поблизости погрузчик. Мужчина скончался от открытой черепно-мозговой травмы, вызванной ударом.

«БелАЗ» - единственный завод в мире, где для выпуска карьерных самосвалов используется конвейерная сборка. Один конвейер - для сборки техники грузоподъемностью до 55 тонн, другой - от 90 до 450 тонн. Гигантский конструктор собирают преимущественно руками. Исключение делается для транспортировки очень крупных и тяжелых узлов/агрегатов. После сборки и обкатки машины подлежат разборке. К заказчику самосвалы доставляются исключительно на ж/д платформах (их количество может достигать 10-12 шт.). Читать далее