Сергей Есенин и Петроград: к 125-летию со дня рождения поэта

22 April 2020
Сергей Есенин. Источник фото: avatars.mds.yandex.net
Сергей Есенин. Источник фото: avatars.mds.yandex.net

Мечтатель сельский –
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.

Люблю, когда просторно! В Москве темнота и сутолочь!
А здесь – во как!
С. А. Есенин.

Нет ни одного выдающегося отечественного писателя XVIII-XIX и первой трети ХХ века, судьба которого не была бы связана с городом на Неве. И юбиляр нынешнего, 2020 года, С. А. Есенин, не исключение. Сто пять лет назад, 9 марта 1915 года, город принял поэта, как, пожалуй, никого ещё не принимал, и по достоинству оценил его неповторимый поэтический дар. Именно в нашем городе начался расцвет гения Есенина.

Роль Петрограда (Есенин называл его Питер, «Питер-град») в судьбе поэта велика. Он жил здесь с марта 1915 года (есть утверждения о том, что Есенин бывал в городе и раньше) и потом часто сюда приезжал.

В первый есенинский приезд в столицу Российской империи произошла его историческая встреча с А. А. Блоком (в квартире старшего поэта на Офицерской, ныне ул. Декабристов, 57). Как известно, журналы, в которых Есенин начал печататься в Москве в 1914 году, не имели «большого читателя». Публика не разглядела в нём поэта и не признала. Однако девятнадцатилетний Есенин был к этому мартовскому посещению Петрограда автором немалого количества стихотворений и намеревался их опубликовать. А. А. Блок, желая помочь молодому поэту, написал рекомендательные письма С. Городецкому и журналисту М. Мурашову, вскоре ставшему лучшим и надёжным другом Есенина на всю жизнь. Михаил Павлович сотрудничал со многими петроградскими изданиями, крупными издательствами и содействовал публикации есенинских произведений.

С. А. Есенин и М. П. Мурашов. 1915 г.
С. А. Есенин и М. П. Мурашов. 1915 г.

В городе на Неве Есенин был представлен самым знаменитым литераторам Серебряного века; познакомился с И. Буниным, Л. Андреевым, С. Чёрным, И. Северяниным, Н. Клюевым, А. Ремизовым, С. Городецким, В. Маяковским, И. Ясинским, М. Горьким, супругами З. Гиппиус и Д. Мережковским (жили на Сергиевской, ныне ул. Чайковского, 83), А. Белым (его роман «Серебряный голубь» и прозу Есенин считал самым выдающимся явлением русской литературы после Н. В. Гоголя) и другими. В Царском Селе в конце 1915 года произошла встреча с. Есенина с А. Ахматовой и Н. Гумилёвым.

С поразительной естественностью и органичностью, буквально за несколько недель, Есенин вошёл в эту блестящую когорту поэтов и писателей удивительной эпохи, в которой, по мысли Н. Бердяева, причудливо соединились упадок и возрождение, декаданс и ренессанс одновременно. И он был принят этой разноликой средой как равный; завоевал широкую славу (к сожалению, встретил и зависть) в самых влиятельных петроградских литературных кругах. Есенина приглашают в различные салоны: то на «башню» Вячеслава Иванова, то в салон уже упомянутых З. Гиппиус и Д. Мережковского, то в салон графини М. А. Клейнмихель (тоже на Сергиевской), то на другие светские собрания, иногда по несколько раз в день.

М. Горький в письме к Р. Роллану нарисовал довольно живописный портрет С. Есенина тех лет: «Я видел Есенина в самом начале его знакомства с городом: маленького роста, изящно сложенный, со светлыми кудрями, одетый как Ваня из «Жизни за царя», голубоглазый и чистенький, как Лоэнгрин, – вот он какой был. Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники <...>. В двадцать он уже носил на кудрях своих модный котелок и стал похож на приказчика из кондитерской»¹.

А один из самых утончённых поэтов и мыслителей Серебряного века, эстет, теоретик стиха и есенинский кумир Андрей Белый написал о «необычайной доброте, необычайной лёгкости, необычайной чуткости и повышенной деликатности, громадном таланте» С. Есенина.

Искусство и музыка естественно входят в есенинский мир, так как приехал юный поэт в Петроград духовно развитым и осведомлённым в области современной ему культуры в целом, человеком с вполне сложившимися мировоззрением и взглядами на искусство. Есенин полюбил наш город, он гордился, дорожил им, связывал с ним надежды…

Очень плодотворны для поэта были 1915-1916 годы.

В. А. Юнгер. Портрет С. А. Есенина. 7 октября 1915 г. Сангина.
В. А. Юнгер. Портрет С. А. Есенина. 7 октября 1915 г. Сангина.

По многим воспоминаниям Есенин отдавал предпочтение литературной жизни Петрограда, да и сам город ему был роднее, чем Москва. В районе Коломны, на Алексеевской (ныне ул. Писарева, 10, кв. 17) жил юрист (по образованию), а также поэт, актёр, художник В. А. Юнгер (отец актрисы Е. В. Юнгер). Осенью 1915 года он исполнил сангиной портрет Есенина, который не раз бывал здесь. Поэт встречался не только с литераторами, но и с художниками, среди которых были и мастера «Мира искусства». Они рисовали его портреты, оформляли его книги и жили по соседству (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов и другие)². Есенин любил живопись, по воспоминаниям И. Эренбурга, он был знаком с творчеством импрессионистов (видел щукинскую коллекцию) и П. Пикассо, очень заинтересовавшим его. В Петрограде он познакомился едва ли не со всеми видными художниками. Среди них И. Е. Репин (Есенин неоднократно бывал у него в «Пенатах»), М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, К. С. Петров-Водкин, А. А. Бруни, И. И. Бродский, Н. И. Альтман, Д. Д. Бурлюк, Ю. П. Анненков, И. Я. Билибин и другие.

Прямых же упоминаний об объектах архитектуры Петербурга в стихотворениях поэта не очень много, ведь он не был иллюстратором, хоть и был художником в поэзии. Большое место в творчестве Есенина занимают не чувства и переживания, не форма и звучность, а именно зримые живописные образы.

Продолжение статьи читайте на сайте нашего электронного журнала!

Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.