25 746 subscribers

Секретный ж/д тоннель под водой в Хабаровске. Теперь по нему можно проехать, рассказываю как.

99k full reads
116k story viewsUnique page visitors
99k read the story to the endThat's 85% of the total page views
2 minutes — average reading time

Будучи в Хабаровске, мы посетили тот самый вид на мост через реку Амур, что нарисован на купюре 5000 рублей. И каково же было мое удивление, когда местный нам рассказал, что параллельно с этим мостом прямо под водой идет ж/д тоннель длинной 7км, который долгое время был засекречен.

Хабаровский мост, изображенный на купюре 5000 рублей
Хабаровский мост, изображенный на купюре 5000 рублей

Амурский подводный тоннель - единственный в России, по которому идут железнодорожные пути. Количество подобных строений в мире можно пересчитать по пальцам, и все это учитывая, что Амурский тоннель был построен более 75 лет назад.

Тоннель имеет протяженность 7198 метров и внутренний диаметр на подводной стороне 7,4 метра. Для персонала в тоннеле выстроили ниши, имеющие интервал 50 метров. Работы на земле проводились благодаря железнодорожным войскам, а тоннель строили около 900 специалистов основных профессий и примерно тысяча местных вольнонаемных работников. Известняк привозился с Новокаменного и Тунгусского карьеров.

Въезд в Амурский тоннель
Въезд в Амурский тоннель

В строительстве было задействовано более пяти тысяч человек, и к моменту начала Великой Отечественной войны объект был практически готов, его срочная сдача случилась по приказу В. И. Сталина после нападения фашистских войск. Первое движение по тоннелю произошло летом 1941 года, а к осени 1942 года железнодорожный подземный тоннель начинает постоянную работу.

У въезда в Амурский тоннель
У въезда в Амурский тоннель

Тоннель является частью Транссибирской железнодорожной магистрали, после начала военных действий против японских оккупантов в Маньчжурии в конце Второй мировой войны интенсивность его эксплуатации увеличилась в разы.

После капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны тоннель перешел в категорию секретных стратегических объектов и был выведен из эксплуатации. Для перевозки грузов вполне хватало наземных железнодорожных путей.

Въезд в Амурский тоннель
Въезд в Амурский тоннель

Но в 60-е годы, в связи с ростом грузоперевозок, его решили открыть для пропуска сначала грузовых составов, а позже и пассажирских.

Сейчас составы идут как над Амуром — по железнодорожному мосту, так и по тоннелю. После завершения в 2009 году второй очереди реконструкции Амурского моста открытие по нему двухстороннего движения сняло проблему «узкого места» Транссиба. Это дало возможность провести реконструкцию подводного тоннеля, по окончании которой пересечение Амура Транссибирской магистралью осуществляется уже по трём путям — два по мосту и один — по тоннелю. На сегодняшний день ведется разработка проекта реконструкции тоннеля.

Въезд в Амурский тоннель
Въезд в Амурский тоннель

Если повезет, ваш поезд пойдет не по мосту, а под водой, и вы сможете проехать по данному уникальному инженерному сооружению. Наш же поезд свернул на мост, а значит надо будет испытать удачу еще разок!)

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой канала, здесь я рассказываю в том числе о секретных местах!