Что случится с поездом, если машинист уснет? Отвечает машинист

63k full reads
78k story viewsUnique page visitors
63k read the story to the endThat's 81% of the total page views
4 minutes — average reading time

Пассажиры поездов часто задаются вопросом: что случиться, если машинист уснет? Представьте: ночь, темнота, однообразный пейзаж, тянущиеся вдаль в луче прожектора рельсы, покачивание и стук колес… Машинист поезда Алексей Алексеев объяснил, что произойдет с поездом, если машинист уснет, и при чем тут наручные часы.

Все дело в этом устройстве – оно сопряжено с «часами» на руке машиниста. Фото из открытых источников
Все дело в этом устройстве – оно сопряжено с «часами» на руке машиниста. Фото из открытых источников
Все дело в этом устройстве – оно сопряжено с «часами» на руке машиниста. Фото из открытых источников

Поезд остановится сам

Что такое автостоп?

Начнем с автостопа. В кабине машиниста установлен электропневматический клапан автостопа (сокращенно ЭПК-150), который связан с тормозной магистралью поезда, а также с локомотивным светофором и скоростемером. Поэтому если поезд превысит допустимую скорость или проедет на запрещающий сигнал светофора, даже если машинист не предпринимает никаких действий, этот клапан сработает и остановит поезд экстренным торможением.

Клапан автостопа ЭПК. Фото из открытых источников
Клапан автостопа ЭПК. Фото из открытых источников
Клапан автостопа ЭПК. Фото из открытых источников

А если машинист забудет включить автостоп перед отправлением поезда?

Это исключено. Клапан автостопа включен в электрическую цепь тяги локомотива. Если машинист не включит его, поезд просто не сможет сдвинуться с места.

Что произойдет, если автостоп все-таки не сработает?

Такая ситуация возможна, если клапан автостопа неисправен. Поэтому в локомотивах отработан контроль за бодрствованием машиниста, ведь именно машинист – главный элемент безопасности движения. И в этом ему сегодня помогают наручные «часы». Но так было не всегда.

Подтверждение бдительности

Изначально машинисты приветствовали встречную локомотивную бригаду поднятием руки. Это правило появилось еще в паровозную эру и было одним из первых сигналов подтверждения бдительности машиниста.

Паровоз с пригородным поездом на Бологое-Полоцкой железной дороге. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз с пригородным поездом на Бологое-Полоцкой железной дороге. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз с пригородным поездом на Бологое-Полоцкой железной дороге. Фото: Алексей Алексеев

Позже появилось правило – машинист должен дать гудок встречному поезду, чтобы показать, что он не спит. Это правило сохранилось и по сей день, однако вместе с этим появились новые современные способы контроля.

Пронзительный свисток

Еще совсем недавно контроль бдительности машиниста осуществлялся так. В кабине на пульте управления периодически загорались две лампочки, и машинист обязан был нажать на специальную кнопку, чтобы их погасить, подтвердив тем самым, что он не спит.

Если по какой-либо причине машинист все же этого не делал (уснул или отвлекся от управления локомотивом), раздавался пронзительный свисток. Кажется, что по громкости звука он был сопоставим с шумом от турбин взлетающего самолета! Любой сон снимало, как рукой.

Поезд №190 Осташков - Санкт-Петербург на перегоне Осташков-Фирово. Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
Поезд №190 Осташков - Санкт-Петербург на перегоне Осташков-Фирово. Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
Поезд №190 Осташков - Санкт-Петербург на перегоне Осташков-Фирово. Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Прекратить свист можно было только нажав на другую кнопку, установленную, как правило, под потолком кабины локомотива. Для этого низкорослым машинистам приходилось чуть ли не подпрыгивать на кресле. Если машинист не отреагировал и на этот сигнал, срабатывал автостоп. Прервать начавшееся автостопное торможение нельзя уже никак.

На некоторых локомотивах эта система работает и по сей день, но она постепенно уходит в прошлое. Сегодня существуют более современные средства контроля бдительности машиниста.

Умный браслет

Правда ли, что у машиниста есть часы, которые не дают ему уснуть?

Да, это так. Теперь практически у каждого машиниста есть такие «часы», они выдаются в депо при назначении на должность. Внешне они действительно выглядят, как часы или недорогой браслет для фитнеса.

Носимая на руке часть системы ТСКБМ
Носимая на руке часть системы ТСКБМ
Носимая на руке часть системы ТСКБМ

Как это работает?

Современные локомотивы оборудованы так называемой телеметрической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Выдаваемый машинисту браслет является частью этой системы.

Браслет измеряет сопротивление кожи запястья машиниста. Если все в порядке, происходит процесс обмена сигналами, и система никак не беспокоит машиниста, не вмешивается в процесс ведения поезда. Но если снять с руки этот браслет или если существенно снизится сопротивление запястья кожи машиниста, что возможно во время сна, произойдет автостопное торможение поезда.

Так выглядит один из блоков системы ТСКБМ. Фото из открытых источников
Так выглядит один из блоков системы ТСКБМ. Фото из открытых источников
Так выглядит один из блоков системы ТСКБМ. Фото из открытых источников

Перед этим система, как и прежде, предупредит машиниста, причем дважды. Сперва начнет мигать желтая полоса на специальной шкале ТСКБМ, и, если на это никак не отреагировать, на ней загорится красный огонь и раздастся все тот же пронзительный свисток.

Что лучше для машиниста?

С одной стороны, новая система удобнее для машиниста, чем прежняя, когда загорались лампочки и он должен был постоянно отвлекаться на кнопки.

Станция Осташков, пригородный поезд Осташков-Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев
Станция Осташков, пригородный поезд Осташков-Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев
Станция Осташков, пригородный поезд Осташков-Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев

Однако, с другой стороны, при разработке новой системы с браслетами не учли индивидуальные особенности машинистов, например, низкое эпидермическое сопротивление. Поэтому некоторым машинистам иногда приходится нажимать кнопки, даже когда они не спят. А именно – самую неудобную, установленную под потолком кабины, кнопку. Имея браслет на руке, машинисту все равно приходится подпрыгивать на кресле, чтобы достать до этой кнопки – а значит, по сути, отвлекаться от управления локомотивом.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации. А еще делитесь нашими записями в соцсетях!