Двухэтажный сцеп для РЖД готов. Наверху станет комфортнее (первые фото)

68k full reads
87k story viewsUnique page visitors
68k read the story to the endThat's 78% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Тверской вагоностроительный завод построил первый вагон семейства «2020». Это будут двухэтажные двухвагонные сцепы. Изображения нового вагона изнутри обнародовал завод. Пока он построен в единственном экземпляре, но скоро именно такие вагоны будут производить вместо уже привычных двухэтажек.

Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод

Прорыв или двухэтажный гроб

Двухэтажные вагоны Тверской завод выпускает для нужд РЖД довольно давно. Они курсируют с 2013 года и сейчас ходят по более чем 20 направлениям, в том числе из Москвы в Адлер, Симферополь, Кисловодск, Казань, из Петербурга в Мурманск и Адлер. А между Москвой и Петербургом ежедневно курсирует уже три пары поездов, составленных из двухэтажных вагонов.

Благодаря крымскому маршруту можно сказать, что такие вагоны в России эксплуатируют сразу два перевозчика – Федеральная пассажирская компания (ФПК) и «Гранд сервис экспресс».

По данным на конец 2019 года, в парке РЖД было 442 двухэтажных вагона.

Двухэтажный вагон первых годов выпуска на Ленинградском вокзале в Москве
Двухэтажный вагон первых годов выпуска на Ленинградском вокзале в Москве
Двухэтажный вагон первых годов выпуска на Ленинградском вокзале в Москве

С течением времени производимые двухэтажные вагоны практически не претерпели изменений, если не считать того, что в последние годы возле верхних полок стали устанавливать USB-порты для зарядки телефонов. В первых вагонах ограничивались розетками под столиками. Кроме того, со временем у вагонов появилась более современная ливрея.

Более современный двухэтажный вагон на Ленинградском вокзале в Москве
Более современный двухэтажный вагон на Ленинградском вокзале в Москве
Более современный двухэтажный вагон на Ленинградском вокзале в Москве

Что касается отношения пассажиров к двухэтажным вагонам, то оно неоднозначное. Кто-то хвалит такие вагоны за то, что они стали хорошей альтернативой плацкарту. Среди претензий – неудобные верхние полки, на которых нельзя полноценно сидеть, проблемы с вентиляцией и шумоизоляцией, отсутствие места для багажа для «верхних» пассажиров.

Острословы прозвали места на верхних полках второго этажа «гробами» из-за скошенной крыши.

Верхняя полка на втором этаже двухэтажного вагона со скошенной крышей
Верхняя полка на втором этаже двухэтажного вагона со скошенной крышей
Верхняя полка на втором этаже двухэтажного вагона со скошенной крышей

Я сам много ездил на двухэтажках и могу сказать, что очень многое зависит от обслуживания и новизны вагона. Я неоднократно сталкивался, к примеру, в поезде №5/6 Петербург – Москва, который стал одним из первых двухэтажных поездов в России, с проблемами вентиляции. Но в то же время трудностей с воздухообменом не было в более новом поезде №25/26 «Смена».

Мне приходили письма о том, что некомфортный климат и не работает должным образом приточная вентиляция в поезде Москва – Казань.

Сам я как-то натыкался на вагон, который издавал очень неприятный пищащий звук на протяжении всей моей поездки, как-то вагон был очень дребезжащим... Но я могу вспомнить с десяток поездок на «Смене», когда все было идеально – и по климату, и по звукоизоляции, и по тишине в вагоне.

Так что споры о том, хорошо двухэтажка или плохо – дело субъективное.

Новая реальность: двухвагонные сцепы и «малолюдные технологии»

1 февраля 2019 года состоялся совет директоров ФПК, на котором был принят календарный план закупки вагонов на ближайшие годы. Из него следовало, что простые одноэтажные вагоны – всем привычные купе и плацкарты – последний раз купят в 2019 году, а двухэтажные вагоны, в том виде, в котором они существовали, перестанут закупать в 2020 году после поставки заводом последних 36 штук.

Из этого же календарного плана следовало, что в 2020 году ФПК начнет получать вагоны, которые так и называются по году начала производства – «2020». В документе пояснялось, что это – двухэтажный двухвагонный сцеп. В 2020 году должно быть получено 132 единицы, в 2021 – 130, в 2022 – 140.

Я покажу этот вагон чуть ниже, а пока несколько слов о сути двухвагонных сцепов. Эта концепция была опробована на одноэтажных вагонах «2019», коих к концу 2020 года уже должно быть выпущено 500 штук, а до 2025 года – аж 2,5 тысячи.

Двухвагонные сцепы предполагают, что один проводник (или одна бригада проводников) обслуживает сразу два вагона. Перейти из вагона в вагон можно по жесткой сцепке. На ряде маршрутов на некоторых станциях посадка и высадка в такие сцепы осуществляется через один из двух вагонов.

Двухвагонные сцепы в составе поезда №9/10 «Псков» сообщением Псков – Москва
Двухвагонные сцепы в составе поезда №9/10 «Псков» сообщением Псков – Москва
Двухвагонные сцепы в составе поезда №9/10 «Псков» сообщением Псков – Москва
«На посадку через соседний вагон». Двухвагонные сцепы в составе поезда №9/10 «Псков» сообщением Псков – Москва
«На посадку через соседний вагон». Двухвагонные сцепы в составе поезда №9/10 «Псков» сообщением Псков – Москва
«На посадку через соседний вагон». Двухвагонные сцепы в составе поезда №9/10 «Псков» сообщением Псков – Москва

В каждом вагоне сцепа теперь вместо двух тамбуров – один, а вместо одного из двух купе проводников – сервисная зона. Это позволило увеличить один из санузлов, разместив там душ. Таким образом, вагоны-2019 стали первыми серийными российскими вагонами с душем.

Душ в двухвагонном купейном сцепе. Источник фото: Трансмашхолдинг
Душ в двухвагонном купейном сцепе. Источник фото: Трансмашхолдинг
Душ в двухвагонном купейном сцепе. Источник фото: Трансмашхолдинг

Идея двухвагонных сцепов будет продолжена – в октябре в Москве презентовали абсолютно новый плацкартный вагон габарита «Т», который прозвали «плацкартом с колонной». У него увеличенные размеры, как в длину, так и в ширину, что позволит не только разместить душ в отдельном от туалета помещении, но и добавить десятый отсек (купе).

Новый плацкартный вагон габарита Т
Новый плацкартный вагон габарита Т
Новый плацкартный вагон габарита Т

Двухвагонный, двухэтажный

То, что Тверской завод, наконец, показал новый вагон – не новость, а, скорее, запоздавшая новость. Очевидно, что произвести запланированные на 2020 год 132 вагона в Твери уже не успеют. Здесь виной всему весенние коронавирусные ограничения, когда производство было остановлено.

Первый двухэтажный вагон нового семейства «2020» готов и уже отправился с Тверского вагоностроительного завода для испытаний и сертификации на Белореченский полигон в Краснодарский край. Вагон сфотографировали снаружи. Фотография попала в Сеть.

Двухэтажный сцеп для РЖД готов. Наверху станет комфортнее (первые фото)

Ливрею, конечно, обсуждать рано – ее нет, – но уже заметно, что вагон стал более угловатым – убрали тот самый скос, который мешал нормально спать пассажирам верхних полок второго этажа.

«Главное его отличие от предшественников – новый, увеличенный в верхней части габарит кузова. При этом высота плоской части стены осталась максимальной, что позволило создать комфортные условия для пассажиров второго этажа, в первую очередь, верхних полок: расстояние до потолка увеличилась примерно на 200 мм», – сообщил завод.

Из других важных нововведений – на новых вагонах установлена тележка с пневмоподвешиванием. Она обеспечит поезду более плавный и бесшумный ход.

Судя по описанию на сайте ТВЗ, первый вагон «2020» – штабной. В нем расположено 12 четырехместных купе, а также одно купе для пассажира-инвалида и сопровождающего его лица. Напомню, что в стандартном двухэтажном вагоне – 16 купе, по восемь на каждом этаже.

Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод

Вагон располагает тремя туалетными комплексами, два из которых оснащены душевыми.

Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод

В купе полки с мягкими накладками на стене заменили полноценные диваны с подлокотниками. Также в вагоне имеется возможность покупейного регулирования воздуха и индивидуальные сейфы для каждого пассажира, отмечает завод.

Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод

Дизайн интерьера был выполнен компанией ТМХ Инжиниринг совместно с итальянской фирмой ItalDesign-Giugiaro.

Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод
Источник: Тверской вагоностроительный завод

Кстати, интересно, что в прошлые годы в Сеть «утекал» дизайн этих вагонов, причем в разных вариантах. Сперва были фантазии, что это будут не двухвагонные, а аж трехвагонные сцепы с камерами хранения для багажа и стойкой регистрации вместо купе проводника, а сами купе сделают как одноместными, так и двух- и четырехместными.

Двухэтажный сцеп для РЖД готов. Наверху станет комфортнее (первые фото)

Позже показали более спокойные эскизы, которые, судя по опубликованным теперь изображениям ТВЗ, оказалась наиболее близки к реальности:

Двухэтажный сцеп для РЖД готов. Наверху станет комфортнее (первые фото)
Двухэтажный сцеп для РЖД готов. Наверху станет комфортнее (первые фото)
Двухэтажный сцеп для РЖД готов. Наверху станет комфортнее (первые фото)

Впрочем, это все пока лишь рендеры. Теперь ждем настоящих фотографий интерьера.