Как выглядит Крымская ж/д в ожидании поездов из России (честный репортаж с ФОТО)

22 March 2019
38k full reads
52k story viewsUnique page visitors
38k read the story to the endThat's 74% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

В начале марта 2019 года я неделю колесил по железным дорогам Крыма, чтобы увидеть своими глазами, как Крым готовится к приему поездов из России. То, что я наблюдал, вызвало противоречивые чувства, и сейчас я объясню, почему.

Вокзал Симферополя в начале марта 2019 года. Фото: Кирилл Балберов
Вокзал Симферополя в начале марта 2019 года. Фото: Кирилл Балберов
Вокзал Симферополя в начале марта 2019 года. Фото: Кирилл Балберов

Как пойдут поезда

Железнодорожное сообщение с Крымом было прекращено после 2014 года, когда регион вошел в состав России. Раньше поезда в Крым шли с украинской стороны через Армянск и Джанкой. Здесь проложена электрифицированная двухпутная линия.

Направление поездов в Крым до 2014 года.
Направление поездов в Крым до 2014 года.
Направление поездов в Крым до 2014 года.

После того как Украина лишилась Крыма, она закрыла движение поездов по своей территории в этот регион. Россия приняла решение о строительстве в том числе железнодорожной части Крымского моста. Теперь поезда в Крым пойдут через него. Начало движения запланировано на декабрь 2019 года.

Направление поездов в Крым с декабря 2018 года.
Направление поездов в Крым с декабря 2018 года.
Направление поездов в Крым с декабря 2018 года.

Въезд с Крымского моста

Поезда с Крымского моста будут приходить на станцию Багерово, которая находится недалеко от Керчи. До этого места будет проведена хорошая двухпутная электрифицированная дорога. Вот как выглядело место строительства этой ж/д в начале марта 2019 года из окна поезда.

Проблема в том, что дальнейшее продвижение поездов вглубь полуострова будет осложняться отсутствием нормальной инфраструктуры. Участок до Джанкоя неэлектрифицирован и имеет всего одну колею. Это значит не только то, что в Багерово будет долгая стоянка поездов для смены электровоза на тепловоз, но и то, что дальнейшее продвижение поездов будет занимать много времени из-за стоянок на разъездах для пропуска встречных поездов. Никакого строительства второго пути сейчас не ведется.

Я сделал карту, на которой обозначил зеленым, где есть или будет к концу года электрифицированная двухпутка, красным – одноколейную линию неэлектрифицированную и синим – одноколейку электрифицированную.

Идет ремонт

В целом, железная дорога и вся ж/д инфраструктура в Крыму на фоне общей разрухи и неразберихи выглядит очень пристойно. Есть участки (например, Симферополь – Севастополь), которые полностью приведены в порядок. Но очень многое еще делается. Вот это – типичный вид Крымской железной дороги сегодня.

Ремонт в пути между Симферополем и Джанкоем. Фото: Кирилл Балберов
Ремонт в пути между Симферополем и Джанкоем. Фото: Кирилл Балберов
Ремонт в пути между Симферополем и Джанкоем. Фото: Кирилл Балберов

Вокзалы все приведены в порядок. Забавно наблюдать, как в Крыму организуют «безопасность» на вокзалах. В некоторых городах буквально на днях появилось правило прохода на пригородные поезда только через рамки металлоискателей (Феодосия, Керчь, Джанкой и Севастополь). А в других городах – типа Евпатории и Симферополя – ничего подобного нет. Понятно, что никто ничего не проверяет и на промежуточных станциях. Зато все при деле и полный штат охранников укомплектован. Глупость неимоверная.

Меры безопасности по-крымски. Вокзал в Феодосии. Фото: Кирилл Балберов
Меры безопасности по-крымски. Вокзал в Феодосии. Фото: Кирилл Балберов
Меры безопасности по-крымски. Вокзал в Феодосии. Фото: Кирилл Балберов

Поезда в Крыму

Сейчас в Крыму нет ни одного поезда дальнего следования, но ходят пригородные и несколько грузовых поездов. Пригородные поезда – это электрички на электрифицированных участках пути (например, из Симферополя в Севастополь, Джанкой и Евпаторию) и плацкартные вагоны на неэлектрифицированных участках (между Джанкоем, Феодосией и Керчью). Здесь можно почитать подробнее о пригородном плацкарте.

Нельзя сказать, что электрички или пригородный плацкарт очень удобные. Обычные старые вагоны, чуть подремонтированные, да и только.

Пригородные поезда из плацкартных вагонов на железнодорожном вокзале в Керчи. Фото: Кирилл Балберов
Пригородные поезда из плацкартных вагонов на железнодорожном вокзале в Керчи. Фото: Кирилл Балберов
Пригородные поезда из плацкартных вагонов на железнодорожном вокзале в Керчи. Фото: Кирилл Балберов

Расписание очень странное. На некоторых направлениях поезда ходят раз в день, где-то – по 3-4 рейса. Причем местные говорят, что их расписание часто не подстроено вообще ни подо что. Например, из Симферополя в Евпаторию нет электрички, на которой можно было бы уехать по окончании рабочего дня в 18:00. Последняя, как назло, уходит в 17:55.

Немного математики

Давайте посчитаем, сколько будет идти поезд, скажем, Москва – Симферополь (здесь – экскурсия по пустынному вокзалу Симферополя). На сегодняшний день самый быстрый поезд от Москвы до Анапы, а Анапа – это совсем недалеко от Крымского моста, идет 22,5 часа. Предположим, что его еще можно немного ускорить, и с учетом переезда через Крымский мост время в пути до Багерово составит около 23 часов.

В Багерово нужно поменять локомотив – минут 20, если делать все быстро. Далее поезд идет на Джанкой. Сегодня пригородные поезда между Багерово и Джанкоем идут около 4 часов, но они идут со всеми остановками (стоят по минуте, но на каждой станции). Предположим, что новый поезд будет идти без остановок вообще. Тогда ему потребуется часа 3,5. Плюс еще минут 20 на смену локомотива и направления движения в Джанкое. И оттуда – часа полтора до Симферополя (электрички с остановками идут 1 час 45 минут).

Считаем: 23 часа + 20 минут + 3,5 часа + 20 минут + 1,5 часа = 29 часов 40 минут.

Выходит, что если РЖД сможет разработать расписание для самого быстрого поезда в Симферополь он будет идти из Москвы около 30 часов (через территорию Украины ходили за 22 часа). Но это – самый быстрый.

С учетом того, что главный участок по Крыму будет однопутным, здесь ожидаются «пробки», поэтому другие могут идти и около двух суток.

Куда ехать на поезде?

Какие города теперь станут самыми близкими для туристов? В первую очередь, Керчь. Хотя будет ли поезд дальнего следования до Керчи – непонятно, ведь чтобы туда попасть, требуется смена направления. При этом, сама Керчь не очень приспособлена для приема туристов, и вообще, по моим наблюдениям, один из самых депрессивных городов Крыма. На днях там закрыли троллейбусное движение, например.

Унылая центральная набережная Керчи
Унылая центральная набережная Керчи
Унылая центральная набережная Керчи

Вторым по пути следования будет азовское побережье. Можно доехать до станции Семь Колодезей и далее автобусом – в Щелкино. Там ласковое Азовское море, песочек, сезон с конца мая и мыс Казантип. Из минусов – все остальные достопримечательности очень далеко.

Третий город по удаленности – Феодосия. Но чтобы попасть туда тоже требуется смена локомотива и направления движения поездов уже во Владиславовке. В Феодосии Черное море и песчаные пляжи, а южный берег Крыма не так далеко, но город выглядит тоже крайне депрессивно.

Окрестности вокзала в Феодосии. Центр города. Фото: Кирилл Балберов
Окрестности вокзала в Феодосии. Центр города. Фото: Кирилл Балберов
Окрестности вокзала в Феодосии. Центр города. Фото: Кирилл Балберов

Такие города, как Евпатория или Севастополь, которые за последние пять лет достаточно сильно преобразились в лучшую сторону, находятся дальше. На поезде туда нужно ехать и ехать.

Центр Севастополя приведен в порядок. Фото: Кирилл Балберов
Центр Севастополя приведен в порядок. Фото: Кирилл Балберов
Центр Севастополя приведен в порядок. Фото: Кирилл Балберов

Немного помечтаем

Кстати, если уж не нашлось денег для строительства второго пути от Багерова до Джанкоя, могли бы найти и другой выход. Построили бы в Багерово, до которого из Москвы можно доехать за 23 часа, крупный транспортно-пересадочный узел, где сделали бы пересадку на автобусы по всему Крыму. Скоро достроят трассу «Таврида», и на автобусе от Багерова до Севастополя (самый дальний город от моста – теперешнего въезда на полуостров) можно будет доехать часа за три. А на поезде – все 7-8 часов выйдет.

В ближайшие дни я расскажу детальнее о том, как выглядят те или иные участки Крымской железной дороги, вокзалы и города. Так что ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации. Также подписывайтесь на нас в соцсетях: Одноклассниках, Вконтакте, Фейсбуке и Телеграме.