81 547 subscribers

Конец эпохи кругломордых электричек: последняя ушла

28k full reads

Самые массовые советские электрички – кругломордые ЭР2 – завершают свою службу. В Петербурге такая электричка совершила последний рейс. Теперь такие поезда можно будет увидеть только на ретро-маршрутах в Москве и в музее.

Электричка ЭР2К-930. Фото: Владимир Демянченко
Электричка ЭР2К-930. Фото: Владимир Демянченко

Самый массовый электропоезд

Электрички ЭР2 выпускали с 1962 по 1984 год Рижским вагоностроительным заводом. Это были самые распространенные в Советском Союзе электрички для работы на сетях постоянного тока. Больше всего их было в Москве и Петербурге.

По сути, все последующие электропоезда, производство которых перешло на Демиховский завод в Подмосковье и уже закрывшихся Торжокский завод в Тверской области являются логическим продолжением ЭР2. С точки зрения пассажира, поезда постепенно эволюционировали. В них добавляли туалеты, менялась обивка сидений. В современных электричках есть уже и кондиционеры, и USB-зарядки.

Но в ЭР2 не было ничего, даже туалета. Тем не менее, для многих эта кругломордая электричка – из детства. Именно поэтому по ней сейчас вдруг начали так тосковать.

Конец эпохи ЭР2

Дошедшие до нас электрички семейства – это, конечно, модернизированные ЭР2. То, что мы видели до последнего времени в Петербурге, – ЭР2К. На такой электричке я ездил весной 2019 года в Крыму, в частности из Симферополя в Севастополь.

Кругломордая ЭР2К на вокзале Севастополя. Март 2019 года
Кругломордая ЭР2К на вокзале Севастополя. Март 2019 года

Сейчас «Южная пригородная пассажирская компания» заменила старые ЭР2К новым подвижным составом.

ЭР2К изнутри
ЭР2К изнутри

Внутри – деревянные лавки, окна – стеклопакеты. Довольно громкая и совсем некомфортная. Кстати, ЭР2К бывают не только «кругломордыми». Некоторым во время модернизации меняли кабину. Получалось вот так.

ЭР2-К-1053 на вокзале Евпатории в марте 2019 года
ЭР2-К-1053 на вокзале Евпатории в марте 2019 года

Однако последняя кругломордая ЭР2К работала в Петербурге. По выходным она ходила в Советский. Из-за того, что часть пути по этому маршруту не электрифицирована, ее по этому участку тащил тепловоз.

ЭР2К-930 и две «Ласточки» на Финляндском вокзале Петербурга, 22 августа 2020.
ЭР2К-930 и две «Ласточки» на Финляндском вокзале Петербурга, 22 августа 2020.

Я застал отправление этой электрички в Советский на Финляндском вокзале Петербурга 22 августа 2020 года.

По другим дням ее можно было заметить, в частности, на Сосновском направлении. Мне присылали друзья фотографии поезда изнутри.

ЭР2К-930 изнутри. Фото: Михаил Таранов
ЭР2К-930 изнутри. Фото: Михаил Таранов

Тем не менее, в последний рейс ЭР2К отправилась именно на Советский, пишет «Гудок». Часть пути электричка прошла под тепловозом М62.

Последний рейс ЭР2К-930 под тепловозом. Фото: Владимир Демянченко
Последний рейс ЭР2К-930 под тепловозом. Фото: Владимир Демянченко

Наблюдатели, правда, говорят, что видели эту электричку и после на сосновском направлении, но в любом случае это ее последние рейсы.

Эта конкретная электричка с номером 930 была построена в 1971 году. До середины 1990-х она эксплуатировалась на Московском направлении, затем – на Витебском. С 2008 года после дооборудования использовалась на участке Зеленогорск – Советский летом по выходным дням, в остальные дни работала и на других направлениях.

Сегодня на балансе Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава остается три «кругломордых» электрички, сообщает «Гудок» со ссылкой на начальника дирекции. Их сохранят для участия в различных выставках и ретро-турах. Кроме того, одна из электричек ЭР2К-980 будет запущена, как ретропоезд на маршруте Москва – Яхрома. В конце лета электричка уже прошла по этому направлению. Говорят, управлял поездом сам Дмитрий Пегов (замглавы РЖД).

О дате запуска ретро-электрички пока не сообщается.