Началась борьба с коррупцией на ж/д. Крупного начальника поймали на взятке от проводницы

5 March

То, что проводники дают взятки за получение повышения – это теперь не просто слухи. На днях в Москве задержали железнодорожных начальников за коррупцию. Рассказываем, что известно об этой скандальной истории.

Началась борьба с коррупцией на ж/д. Крупного начальника поймали на взятке от проводницы

«Все построено на родственных связях»

О том, что в Федеральной пассажирской компании (ФПК) есть случаи кумовства и коррупции, говорили давно. Но не пойман – не вор. Со стороны оценить масштабы было сложно, хотя очевидно, компания – федеральная, обслуживает поезда от Калининграда до Владивостока, значит и случаев должно быть немало. Хотя рассказы о подобном исходили в основном от уже бывших сотрудников железной дороги. Вот, например, что рассказывал бывший проводник поезда Иван в фильме на канале «Премьер»:

«[При распределении проводников по вагонам], как правило, после зачитывания фамилий – “Ястребова, ты поедешь в плацкарте, заводской номер вагона такой-то” – начинается скандал, как на рынке. “Я не поеду в плацкарте! Я уже месяц езжу в плацкарте, я хочу в купе, я устала!” Все построено на родственных связях. Если их нет, ты работаешь, где скажут, потому что ты никто».

К родственным связям мы вернемся позже. Еще один бывший проводник, который попросил не называть своего имени, рассказал мне, что сам с коррупцией не сталкивался, но слышал много случаев, когда начальниками поездов становились люди, которые «занесли куда надо», а не за заслуги. Начальником поезда работать выгоднее, чем простым проводником. У него есть нелегальные возможности для заработка.

Цена повышения – 180 тысяч рублей

3 марта в Москве пoлиция зaдержала с пoличным при получении крупной взятки Алексея Иванова – начальника отдела обслуживания пассажиров и предоставления услуг в поездах московского филиала ФПК. Вместе с ним была зaдержана и посредник – Изета Бицаева.

Как уточнил Следственный комитет, Бицаева «узнала о желании проводника получить назначение на вышестоящую должность и предложила оказать содействие за вознаграждение в размере 180 тыс. рублей, сообщив при этом, что денежные средства предназначаются для Иванова».

Проводница пожаловалась в пoлицию, и в момент передачи денег Бицаеву и Иванова задeржали. Дела на них завели по статьям о получении взятки и о посредничестве при получении взятки.

О случившемся сообщило множество федеральных СМИ – таких, как «Коммерсант», «Российская газета», ТАСС и другие.

«Выискивал любой предлог, любое нарушение»

Скорее всего, конкретно эта взятка Иванова была не единственной, а его задержание стало следствием целого ряда подобных вымогательств, пишет Vgudok.

«Еще будучи начальником поезда в Пассажирском вагонном депо Москва-3, а затем аудитором сектора качества по контролю за предоставлением клиентских услуг в поездах Алексей Иванов отличался пристрастием к поборам. Он выискивал любой предлог, любое нарушение, чтоб под страхом наказания стребовать с подчиненного денег», – отмечает издание.

Это не мешало ему делать карьеру. В конечном итоге он занял должность, на которой согласовывал результаты разборов и наказания по результатам проверок поездов. В итоге, рассказывают коллеги, у Иванова был установлен целый «прайс» за его услуги. В конечном счете он вообще перестал стесняться и стал брать деньги напрямую, что и привело к подобному задержанию. При этом услуга, за которую он брал деньги (то же повышение по службе), в итоге могла быть не оказана.

Случайность или система

Vgudok утверждает, что все решения Иванова визировала заместитель начальника Московского филиала АО «ФПК» Скороходова М. А. К ней тоже много вопросов. Например, у нее родная сестра, не имея никакого высшего образования, работает начальником финансового отдела в Московском железнодорожном агентстве Московского филиала ФПК. Это при том, что наличие высшего профильного образования — основное требование даже для специалистов финансового отдела. А тут начальник!

Уголовные дела против руководителей отделов филиалов ФПК редко становятся предметом широкого обсуждения, но если порыться в СМИ, то можно найти, например, такой эпизод. В 2019 году в Нижнем Новгороде к трем годам колонии был приговорен бывший начальник резерва проводников Хорев. Он попросил у руководства выделать повышенную материальную помощь начальникам поездов, из которой забирал по 15000 рублей якобы на ремонт, но, по сути, в карман, попутно собирая средства еще и с подчиненных.

Хорев был не единственным, кто «попался» в Горьковском филиале ФПК. Дела расследовали против еще двоих руководителей.

Подводя итог истории, хочется сказать несколько банальностей. Взятки – это плохо. Проводники и так получают копейки, и дополнительные поборы с них – свинство. Если с этим будут бороться – это правильно. Надеюсь, случившееся – первый шаг. Поживем – увидим.