Новинка от РЖД: рельсовые автобусы дальнего следования. По-моему, в таком ехать – это жуть

14 December 2020
214k full reads
4,5 min.
335k story viewsUnique page visitors
214k read the story to the endThat's 64% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

РЖД на новогодних каникулах в январе 2021 года запускает два неожиданных поезда. Это будут поезда дальнего следования, обслуживать которые поставят рельсовые автобусы. Все бы ничего, но места в них – такие же, как в электричках.

Рельсовый автобус РА3 в подмосковном городе Коломна. Январь 2020 года
Рельсовый автобус РА3 в подмосковном городе Коломна. Январь 2020 года
Рельсовый автобус РА3 в подмосковном городе Коломна. Январь 2020 года

Пригородный поезд на маршрутах без электричества

В России остро стоит проблема с поездами для перевозки пассажиров в пригородном сообщении на неэлектрифицированных участках. Что запускать там, где не пройдет электричка и где мало пассажиров?

В части регионов пускают под тепловозом сидячие вагоны. Яркий пример такого поезда – поезд Бологое – Великие Луки. Время в пути составляет почти 10 часов. Пассажиры могут достаточно комфортно провести время в стареньких областных вагонах. Там – мягкие кресла с откидывающимися спинками. Есть туалеты и даже титан с кипятком.

На некоторых пригородных маршрутах вместо сидячих вагонов пускают плацкартные. Ехать в них предлагается сидя, без белья и без места. Но если пассажиров мало, то можно и полежать. Из известных на всю страну маршрутов, где эксплуатируется такой подвижной состав – Кругобайкальская железная дорога. По ней ходит пригородный поезд, который представляет собой как раз-таки тепловоз и плацкартный вагончик.

Впрочем, все эти варианты – финансово затратные. Локомотив «жрет» много топлива. Плюс нужны проводники, которые должны топить печку в каждом вагоне.

Чем тепловоз с вагонами

Сократить издержки пытались давно. Были разные варианты, но чаще всего вспоминают венгерскую автомотрису Д1. В России они больше не эксплуатируются.

Фото: wikimedia / photocity
Фото: wikimedia / photocity
Фото: wikimedia / photocity

Торжокский завод в 2000-е выпускал дизель-электропоезд ДТ1, который прозвали «дятлом». Он мог идти и по электрифицированным участкам, и там, где нет проводов.

«Дятлы» оказались не очень надежными, несколько раз горели… Потом завод обанкротился, а ДТ1 сняли с производства. Сейчас их еще можно встретить – в Петербурге и, кажется, в Нижнем Тагиле. Еще их хотели передать Крыму и вроде даже перегнали туда и перекрасили в ливрею Южной пригородной пассажирской компании, но в последний момент от них отказались и вернули «на материк».

Фото: wikimedia / Neu-Zwei
Фото: wikimedia / Neu-Zwei
Фото: wikimedia / Neu-Zwei

Еще одна неудачная попытка была у «Метровагонмаша». Он вместе со швейцарским Stadler выпустил единственный экземпляр дизельного поезда ДП-М, который с переменным успехом работал на подмосковной линии Голутвин – Озеры. Периодически он ломался, его забирали на ремонт. Последняя поломка случилась в 2019 году. После нее он не вернулся.

Фото: Трансмашхолдинг
Фото: Трансмашхолдинг
Фото: Трансмашхолдинг

Последнее фото ДП-М на сайте trainpix датировано мартом 2020 года. Поезд засняли в депо Новомосковска Тульской области.

Опасный, жесткий, громкий

Тем не менее, есть и более успешные примеры современных поездов для неэлектрифицированных участков. Это как раз рельсовые автобусы. Впрочем, и с ними все непросто.

Название «рельсовый автобус» появилось из-за того, что в далеком прошлом действительно существовали автобусы, поставленные на колесные пары для езды по рельсам.

То, что сейчас в России называют рельсовыми автобусами, производит «Метровагонмаш».

Все началось с рельсовых автобусов первого поколения РА1. Их производили с 1997 по 2006 год и сделали порядка ста штук для внутреннего пользования и еще несколько десятков на экспорт. Это были одновагонные «автобусы» с двумя кабинами по обоим концам вагона. Правильнее, конечно, РА1 называть не рельсовыми автобусами, а автомотрисами.

РА1 на станции Великие Луки в Псковской области. Фото конца 2000-х.
РА1 на станции Великие Луки в Псковской области. Фото конца 2000-х.
РА1 на станции Великие Луки в Псковской области. Фото конца 2000-х.

РА1 получились, на мой взгляд, неудачными. В них не было даже туалета. Помню, как ехал в таком по Псковской области. Машинист остановился у леса и объявил техническую стоянку пять минут для тех, кому невтерпеж.

Слышал истории о том, что в снежную погоду РА1 могли застревать и буксовать. А летом 2019 года с РА1 произошла крупная катастрофа в той же Псковской области. На железнодорожном переезде автомотриса столкнулась с грузовиком. Локомотивная бригада погибла. Тогда заговорили о том, что эти «рашки» еще и небезопасны.

Тем не менее, в России эксплуатируются порядка 100 таких рельсовых автобусов. Еще несколько десятков сделаны на экспорт.

Поезд для Путина

Рельсовые автобусы второго поколения РА2 получились лучше. Сделано порядка 120 составов (годы выпуска 2005 – 2015). РА2 – это больше дизель-поезд. Кабины не расположены по обе стороны вагона, так что минимальное количество вагонов в составе – два. Максимальное – четыре.

В РА2 появились туалеты. Я много раз ездил на таких рельсовых автобусах. Внутри салон, как в примитивной электричке. Сиденья в РА2 жесткие, а в головном и хвостовом вагоне еще и слышно, как громко работают двигатели. На мой взгляд, этот поезд хорош для поездок на расстояние не более двух часов. Как, например, на маршруте Керчь – Анапа через Крымский мост.

РА2 Южной пригородной пассажирской компании на вокзале Анапы
РА2 Южной пригородной пассажирской компании на вокзале Анапы
РА2 Южной пригородной пассажирской компании на вокзале Анапы

Больше высидеть уже тяжеловато. Поэтому когда РА2 запустили на маршруте Псков – Великие Луки, я писал, что это – издевательство над людьми, ехать в таком поезде пять часов.

Внутри РА2
Внутри РА2
Внутри РА2

Есть разновидности РА2 для высокопоставленных лиц. На них часто перемещаются начальники РЖД. В этих рельсовых автобусах можно проводить совещания.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

И именно в кабине такого рельсового автобуса проехал Владимир Путин, когда открывал железнодорожное движение по Крымскому мосту.

Фото: президент.рф
Фото: президент.рф
Фото: президент.рф

Его зовут «Орлан»

Третье поколение РА3 появилось в 2019 году. После происшествия с РА1 производитель особенно подчеркнул, что доработал пассивную безопасность. В поезде поставили климат-контроль с обеззараживанием воздуха. Сиденья стали более мягкими.

РА3 уже может иметь в составе до шести вагонов. Поезд настолько понравился производителю и перевозчикам, что ему даже дали очередное «птичье» имя – «Орлан».

РА3 в подмосковной Коломне
РА3 в подмосковной Коломне
РА3 в подмосковной Коломне

Только вот хоть убейте, но сидеть в сиденьях типа «электричка» больше двух-трех часов – удовольствие сомнительное. А ведь РА3 ходят на большие расстояния. В том же Крыму – из Керчи в Джанкой идут почти пять часов. Из Волгодонска в Ростов-на-Дону – пять с половиной часов.

РА3 изнутри. Фото: Трансмашхолдинг
РА3 изнутри. Фото: Трансмашхолдинг
РА3 изнутри. Фото: Трансмашхолдинг

Автобус дальнего следования

В январе 2021 года рельсовые автобусы покорят новую высоту. Они выйдут на маршруты в качестве поездов дальнего следования. Пока только на время новогодних каникул.

Первый из них – поезд №927/928 сообщением Москва – Переславль-Залесский. В качестве подвижного состава возьмут РА2. Его уже видели в Переславле.

Здесь интересно не только то, что рельсовый автобус становится поездом дальнего следования (время в пути составит 2 часа 55 минут). Но и то, что впервые открывается прямое регулярное сообщение Москвы с Переславлем. Ранее в 2020 году по этому маршруту ходил лишь туристический ретро-поезд.

На моей памяти это будет впервые, когда рельсовый автобус будет отправляться прямо от вокзала столицы (Ярославского).

Второй рельсовый автобус будет использоваться в качестве поезда дальнего следования №931/932 сообщением Петрозаводск – Сортавала. Здесь на маршрут выйдет уже РА3. Поезд будет следовать с заездом в горный парк Рускеала. Время в пути составит 6 часов 4 минуты.

Я как-то писал большой текст о том, что наши рельсовые автобусы менее предназначены для поездок на дальние расстояние, чем поезда ДПКр-3, производящиеся на украинском заводе (Крюковском). Там в вагонах ставят нормальные кресла, есть розетки, usb-зарядки и прочие атрибуты адекватного поезда.

Внутри поезда ДПКр-3
Внутри поезда ДПКр-3
Внутри поезда ДПКр-3

Тогда меня в комментариях «закидали гнилыми помидорами» – как я посмел написать, что что-то украинское лучше российского.

Но я и теперь считаю, что рельсовый автобус для дальних поездок – это издевательство. А рельсовый автобус дальнего следования (пусть туда и продаются билеты с местами) – особо изощренный садизм.

Но вроде скоро будет РА4. Возможно, тогда все изменится. Ждем.