Одним из первых побывал внутри нового плацкарта. Все круто, но с багажом косяк (очень подробный обзор, 36 ФОТО)

99k full reads
166k story viewUnique page visitors
99k read the story to the endThat's 60% of the total page views
7 minutes — average reading time

В России впервые за долгие годы сделали абсолютно новый плацкартный вагон. Он больше своих предшественников, и у него принципиально иная «начинка». Теперь такой плацкарт может перевозить 58 человек!

Плацкартный вагон габарита Т на площади Павелецкого вокзала в Москве. Фото: Трансмашхолдинг
Плацкартный вагон габарита Т на площади Павелецкого вокзала в Москве. Фото: Трансмашхолдинг
Плацкартный вагон габарита Т на площади Павелецкого вокзала в Москве. Фото: Трансмашхолдинг

Как новый вагон «впишется» в старые габариты путей? Не снесет ли он платформу? Когда и куда на нем можно будет поехать? И – главное, как удалось перепланировать пространство внутри вагона, зачем нужны шкафы и почему там не хватит места для всех сумок? Об этом – ниже, в самом детальном обзоре нового плацкарта.

Сразу оговорюсь, что первый вагон, который уже готов и показан в Москве, – это лишь прототип. Производитель говорит, что выставил его на всеобщее обозрение, чтобы собрать обратную связь от будущих пассажиров. К серийному производству недоделки обещают устранить.

Вагон получил новую красивую ливрею. Фигурки на корпусе – это вариации на тему Р и Д из классического РЖДшного логотипа.

Новая ливрея РЖД для пассажирских вагонов габарита Т
Новая ливрея РЖД для пассажирских вагонов габарита Т
Новая ливрея РЖД для пассажирских вагонов габарита Т

Что это за вагон и при чем тут габарит Т

Когда я пишу, что вагон принципиально новый, я имею в виду, что новое у него всё, в том числе габариты. Единственный в России производитель новых плацкартных вагонов – Тверской вагоностроительный завод – ранее лишь модернизировал старый добрый плацкарт. Постепенно завод обновлял модель, добавляя туда кондиционеры, биотуалеты, розетки, usb-зарядки, индивидуальные светильники.

Даже когда в 2019 году появились двухвагонные сцепы, это, по сути, были старые вагоны, внутри которых слегка изменили дизайн и сделали герметичный переход между ними.

Плацкартный вагон в виде двухвагонного сцепа производства 2019 года. Видно, что в конце вагона нет тамбура, там расположены раздвижные двери в следующий вагон
Плацкартный вагон в виде двухвагонного сцепа производства 2019 года. Видно, что в конце вагона нет тамбура, там расположены раздвижные двери в следующий вагон
Плацкартный вагон в виде двухвагонного сцепа производства 2019 года. Видно, что в конце вагона нет тамбура, там расположены раздвижные двери в следующий вагон

Единственная попытка за последние годы переосмыслить плацкарт была у студии «Иппиарт» и завода «Вагонреммаш», когда в 2018 году они начали производить вагон со шторками. Но идея того плацкарта была в обновлении старых вагонов. То есть из вагона, который отслужил свой срок, вынимают всю «начинку», латают корпус, обновляют ходовую, а внутри все делают заново. Так что, хоть внутри это принципиально иной взгляд на дизайн плацкарта, назвать тот вагон абсолютно новым нельзя из-за старого корпуса.

Реновационный плацкартный вагон. Фото: Дмитрий Назаров
Реновационный плацкартный вагон. Фото: Дмитрий Назаров
Реновационный плацкартный вагон. Фото: Дмитрий Назаров

А вот то, что произвели теперь – это модель вагона, сделанная с нуля. И главное, что у нее другое – это габарит и тележки.

Новый плацкартный вагон габарита Т
Новый плацкартный вагон габарита Т
Новый плацкартный вагон габарита Т

Тележки здесь пневматические. До этого в вагонах пассажирских поездов дальнего следования такие тележки не использовались. Но они есть, например, в «Ласточках». Кто ездил на «Ласточке», понимает, насколько более тихо и бесшумно она идет по сравнению с обычными поездами.

Габарит на железной дороге – тоже очень важная штука. Все локомотивы и вагоны должны быть строго не больше определенного размера, иначе можно задеть какую-нибудь платформу или провод, не вписаться в тоннель или снести близко стоящее здание. Здания, столбы и платформы тоже должны отстоять от путей строго на определенных расстояниях. А когда речь идет о мостах и тоннелях, важен каждый сантиметр.

Габариты есть и для пассажирских вагонов. Собственно, именно они и ограничивают, например, длину полок, на которую всегда жалуются пассажиры.

Новый вагон сделали шире на 28 см и длиннее на 73 см по сравнению с его предшественниками. Этот габарит называется Т, и раньше он использовался в основном для вагонов электропоездов.

«Компания Российские железные дороги провела огромную работу, чтобы поезда с вагонами габарита Т – а это в том числе и “Ласточка” – могли эксплуатироваться на всей сети. Это была непростая работа, мы ее делали в том числе в рамках подготовки к пропуску двухэтажного состава. Сейчас вся эта работа завершена», – сообщил Дмитрий Пегов, замглавы РЖД, на презентации нового вагона.

Вагоны габарита Т будут эксплуатироваться по уже опробованной в России схеме – в виде двухвагонных сцепов. Это означает, что на два вагона будет работать одна бригада проводников (или даже один проводник, если речь о коротких маршрутах).

«На посадку через соседний вагон», – привычная надпись в двухвагонном сцепе. Сейчас такие сцепы уже ходят из Москвы в Белгород, Псков, Владивосток, из Петербурга в Севастополь и по другим направлениям
«На посадку через соседний вагон», – привычная надпись в двухвагонном сцепе. Сейчас такие сцепы уже ходят из Москвы в Белгород, Псков, Владивосток, из Петербурга в Севастополь и по другим направлениям
«На посадку через соседний вагон», – привычная надпись в двухвагонном сцепе. Сейчас такие сцепы уже ходят из Москвы в Белгород, Псков, Владивосток, из Петербурга в Севастополь и по другим направлениям

Общие зоны: 58 мест и отдельный душ

За счет реализации системы сцепов купе проводников будет располагаться лишь в одном из двух вагонов. В другом вагоне вместо купе проводника разместится «сервисная зона» с холодильниками, микроволновками и т.д. Причем, судя по оснащению, здесь стоит профессиональное оборудование, так что перевозчик сможет кормить пассажира из касалеток, как в самолете. И вагон ресторан будет не нужен.

Внутри «сервисного купе» в новом вагоне габарита Т
Внутри «сервисного купе» в новом вагоне габарита Т
Внутри «сервисного купе» в новом вагоне габарита Т

Благодаря удлинению вагона и его перепланировке (в частности благодаря отказу от одного из двух тамбуров), непосредственно пассажирский салон удлинился на три метра. Это позволило вместо прежних девяти отсеков поместить в вагоне десять (или 58 мест).

В конце вагона напротив десятого отсека (у туалета) нет боковых мест, а расположен шкаф для хранения белья, которого раньше очень не хватало проводникам. Производитель говорит, что у них есть задумка, чтобы в этот шкаф пассажиры с животными также ставили переноски со своими питомцами. Скорее всего, так это работать не будет – обычно пассажир предпочитает контролировать своего питомца и провозить его рядом с собой.

Мусорные баки, шкаф для белья и перевозки животных в новом плацкарте габарита Т
Мусорные баки, шкаф для белья и перевозки животных в новом плацкарте габарита Т
Мусорные баки, шкаф для белья и перевозки животных в новом плацкарте габарита Т

Туалеты расположены в конце вагона друг напротив друга. Отдельно сделана душевая.

В новом вагоне впервые душ расположен отдельно от туалета
В новом вагоне впервые душ расположен отдельно от туалета
В новом вагоне впервые душ расположен отдельно от туалета

Вагон рассчитан на скорость до 160 км/ч и, как я понял, в РЖД планируют использовать это. Первый поезд из таких вагонов повезет пассажиров на юг уже во второй половине 2021 года. Откуда он пойдет, еще не решено – или из Москвы, или из Петербурга. Кроме плацкартных вагонов, купе и СВ габарита Т тоже появятся, но о них пока ничего неизвестно.

Пегов объяснил, что новые технологии позволят почти в 10 раз увеличить межремонтный пробег таких вагонов по сравнению с ранее выпускаемыми, так что РЖД сможет их эксплуатировать более активно.

Индивидуальная вентиляция и шкафы-колонны

Теперь самое интересное – про планировку вагона и места в нем.

Пассажирский салон нового вагона стал на три метра длиннее
Пассажирский салон нового вагона стал на три метра длиннее
Пассажирский салон нового вагона стал на три метра длиннее

Возле абсолютно всех полок есть светильник, usb-разъемы и воздуховод. Внизу расположены дополнительные розетки.

Воздуховод, светильник и USB-порты для зарядки гаджетов
Воздуховод, светильник и USB-порты для зарядки гаджетов
Воздуховод, светильник и USB-порты для зарядки гаджетов

Такие воздуховоды уже давно ставят в салонах пассажирских самолетов, чтобы каждый человек мог отрегулировать, какой «напор» свежего воздуха он хочет получить лично для себя. Я очень рад, что теперь такая возможность появится и в плацкартном вагоне. Каждое место можно занавесить шторкой.

Плацкарт габарита Т – это уже второй вагон, где сделали шторки вокруг спальных мест
Плацкарт габарита Т – это уже второй вагон, где сделали шторки вокруг спальных мест
Плацкарт габарита Т – это уже второй вагон, где сделали шторки вокруг спальных мест

На боковых местах мало что изменилось по сравнению со старой версией вагона.

Фото: Трансмашхолдинг

В вагоне убрали третьи полки и теперь не очень понятно, куда девать вещи пассажирам с верхних боковых мест (только под нижнее боковое). Очень узким выглядит столик у боковых полок и пространство под ним. Мне с моим ростом в 165 см было удобно сидеть напротив соседа такого же роста. Но что скажут более высокие пассажиры?

Одним из первых побывал внутри нового плацкарта. Все круто, но с багажом косяк (очень подробный обзор, 36 ФОТО)

На верхних боковых местах есть откидной столик, так что теперь можно поесть, не слезая. А вот с окном интересно. Оно разделено на две независимые половины для верхнего и нижнего пассажира. Это значит, что пассажир может решать самостоятельно, не советуясь с соседом, – хочет он смотреть в окошко или занавесить его шторкой. Шторка двойная: одна лишь затемняет окно, вторая – светонепроницаемая.

Одним из первых побывал внутри нового плацкарта. Все круто, но с багажом косяк (очень подробный обзор, 36 ФОТО)

Дефицита сеток, крючков, штанг нет. Сделали даже карман под смартфон.

Одним из первых побывал внутри нового плацкарта. Все круто, но с багажом косяк (очень подробный обзор, 36 ФОТО)

Четыре обычных «купе» и шесть со шкафом

Теперь непосредственно о «купе» с поперечными полками. В вагоне аж четыре аварийных выхода – в 3, 4, 8 и 10 купе. Зачем так много, я не знаю (в классическом плацкарте их два). Но там, где есть аварийный выход, – самые обычные плацкартные отсеки. Они отличаются от привычных лишь отсутствием третьей полки и открывающейся перегородкой к соседу.

Фото: Трансмашхолдинг

Куда девать вещи верхним пассажирам в таких отсеках, еще не решено. В качестве эксперимента кое-где приделали большую пластиковую полку, но она не выглядит слишком надежной. К запуску вагона в серийное производство, наверное, что-то придумают.

Экспериментальная полка для багажа в новом плацкарте габарита Т
Экспериментальная полка для багажа в новом плацкарте габарита Т
Экспериментальная полка для багажа в новом плацкарте габарита Т
По поводу багажа и того, куда его девать, – это вопрос дискуссионный. В России уже много вагонов, где у пассажиров нет «своего» места для провоза багажа.
Например, наверху нет багажных полок в двухэтажных купейных вагонах, в купейных вагонах габарита риц. Кроме того, правила недавно закрепили, что пассажир, который не имеет своего места для провоза чемоданов наверху, имеет право разделить пространство под полкой с нижним пассажиром. Возможно, это выход.
В сидячих «Ласточках» и «Сапсанах» проблему перевозки багажа решили установкой специального стеллажа для чемоданов. Может быть, так можно было бы сделать и здесь, но где найти пространство для этого стеллажа и согласится ли пассажир поставить свою сумку в другой конец вагона?

Также в вагоне изменился вид лестниц. Залезать наверх стало удобнее. А поперечные полки теперь длиннее на 10 см.

Но самое интересное (и сложно фотографируемое) – это отсеки со шкафом-колонной. Такие шкафы стоят во всех «купе», где нет аварийного выхода.

Внизу шкафа – по два ящика под обувь. Чуть выше – выдвижной столик. Рядом с ним могут сесть два пассажира друг напротив друга. Выше столика – два вместительных отделения для ручной клади верхних пассажиров (нижние убирают вещи под полку).

Отсек для багажа пассажиров верхних полок – очень вместительный
Отсек для багажа пассажиров верхних полок – очень вместительный
Отсек для багажа пассажиров верхних полок – очень вместительный

Нижняя поперечная полка стала похожа на боковушку. Она состоит из трех частей. Это два сиденья – у окна и у прохода, – а между ними секция, которая или опускается, образуя единую «лежанку», или поднимается, трансформируясь в столик.

Нижнее место стало таким же «трансформером», как и боковое
Нижнее место стало таким же «трансформером», как и боковое
Нижнее место стало таким же «трансформером», как и боковое

Таким образом, если постель собрана, за столиком могут посидеть вдвоем верхний и нижний пассажиры. Если же постель разобрана, то вариант только один – сидеть у столика возле колонны. Это неплохое решение – верхний пассажир, если захочет попить чай внизу, теперь гораздо меньше будет тревожить нижнего, разместившись у него «в ногах», а не в изголовье, как раньше. Только надо решить что-то с матрасами – возможно, даже отказаться от них, а то получится не совсем мобильно.

Впрочем, если нижний пассажир против «гостей» на своей полке, он может занавеситься шторкой. Пассажира с верхней полки это не должно сильно обижать. У него есть свой столик наверху.

Одним из первых побывал внутри нового плацкарта. Все круто, но с багажом косяк (очень подробный обзор, 36 ФОТО)

С окнами поступили так же, как и на боковых полках, только если на боковушках у всех по половинке окна, то тут у каждого всего лишь четвертинка, зато своя. Ее можно занавесить или оставить, как есть, несмотря на предпочтения соседей. Естественно, окна нигде не открываются, и вся надежда на исправно работающую вентиляцию.

Одним из первых побывал внутри нового плацкарта. Все круто, но с багажом косяк (очень подробный обзор, 36 ФОТО)

Если вы лежите на поперечной полке (не важно, наверху или внизу), то соседа напротив вы не видите. Там глухая стена с крючками (на фото выше там висит пакет). Но вы можете открыть шторку в соседнее купе.

На прототипе вагона «дверь» к соседям может открыть любой из пассажиров. В будущем это исправят: шторка будет закрываться на замок с двух сторон и открыть ее можно будет только при обоюдном желании. Идея в том, что в такие вагоны пассажиры, едущие вдвоем или с детьми, должны покупать места не напротив друг друга, как раньше, а через стенку. Тогда они смогут полноценно общаться и даже переползать друг к другу. Главное теперь, чтобы сайт РЖД или кассир смогли объяснить пассажирам, в какой вагон и отсек они берут билеты, и как лучше скомпоновать места для совместной поездки.

Сколько будет стоить билет и что делать бабушкам

Я скептически относился к этому вагону, когда выставляли его макет, я критиковал его по картинкам, но в итоге все получилось очень даже достойно. И теперь я жду – не дождусь возможности поехать в таком плацкарте. Хоть на край света!

Не спешите гневаться, что, мол, «а как же быть бабушкам, мамам с маленькими детьми и пассажирам с большим багажом». Во-первых, тут осталось четыре «классических» купе. Во-вторых, эти вагоны не заменят «классический плацкарт». Не думаю, что их будет много и что где-то они станут безальтернативными. Просто у пассажира появится выбор, где ехать.

Ну и про цены. Стоимость билетов в плацкартный вагон устанавливает государство, а этот вагон – плацкартный. Так что цена не изменится. К тому же, производитель увеличил количество мест в вагоне и удешевил его эксплуатацию, так что этот вагон станет еще выгоднее!