81 595 subscribers

Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание

6,5k full reads

Речь идет о поезде Великие Луки – Себеж. Я хорошо знаю проблемы того региона, потому что у меня живут в Псковской области родственники. И еще лет 12 назад я мог спокойно доехать до деревни из Москвы и Петербурга без пересадки. Потом поезда отменили. А сейчас возобновляют, но таким расписанием, что он мало кому подойдет. В Псковской области такое не впервые. Потом снова отменят и скажут, что «оказался не востребован»...

Рельсовый автобус РА-1 в Великих Луках в 2012 году
Рельсовый автобус РА-1 в Великих Луках в 2012 году

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Реформа РЖД и пострадавший поезд

Поезд Великие Луки – Себеж востребован был всегда. Великие Луки – второй по величине город Псковской области, который сейчас активно развивается. Маршрут поезда соединял сразу четыре районных центра региона – кроме Великих Лук и Себежа еще и Пустошку с Новосокольниками. А Великие Луки и Новосокольники – к тому же крупные железнодорожные узлы... Плюс в тех краях много «дачников», ряд крупных деревень, туристы активно ездили на озера...

Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание
Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание

Еще в конце «нулевых» по маршруту поезда ходили два раза в день – утром и вечером. Причем к одному из поездов прицепляли беспересадочные вагоны из Москвы и Петербурга, благодаря чему люди могли доехать до своей станции. Выходило хоть и долго, но комфортно. Я хорошо помню, что по выходным билетов было не достать, особенно летом.

Но потом (в самом начале 2010-х) случилась реформа РЖД. Она разделила единую компанию РЖД на множество разных перевозчиков. Дальнее следование отошло к Федеральной пассажирской компании, а пригород в Псковской области – к Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК). И если раньше поезд Великие Луки – Себеж шел одновременно с пригородными вагонами и вагонами поезда дальнего следования, то теперь вдруг оказалось, что это невозможно.

У меня хранится ответ из РЖД тех времен, в котором говорится, что «поскольку перевозчики разные, то нет технической возможности включить вагоны поезда дальнего следования в состав пригородного поезда».

Это забавно, потому что технически ничего не поменялось. Поезд как представлял собой тепловоз с вагонами, так им и остался...

Фото: Андрей Машинистов, parovoz.com
Фото: Андрей Машинистов, parovoz.com

Еще какое-то время пригородные поезда продолжили существовать, но ходили уже без вагонов дальнего следования. А потом поезд Великие Луки – Себеж и вовсе отменили. Это случилось ровно восемь лет назад, в октябре 2013 года.

Тяжелые времена для железных дорог Псковщины

Отмена пригородного поезда стала большим ударом по этой территории Псковщины. Поезда были важным транспортом для этих краев. Я помню, как в последние годы перед отменой в два сидячих вагона пригородного поезда, которые ходили летом по выходным, набивалось столько народу, что иной раз приходилось ехать стоя. Пассажиры жаловались на отсутствие поезда на сайте губернатора, местные СМИ все это время активно освещали нежелание властей возобновлять его движение.

В РЖД некоторое время кое-как пытались компенсировать отмену поезда. В первые годы запустили мультимодальный маршрут поезд+автобус. Микроавтобус забирал людей от поездов из Москвы и Петербурга и вез в сторону Себежа. Этот микроавтобус не пользовался большой популярностью: уровень комфорта совсем не тот, да и к маленьким станциям он не заезжал. И его быстро отменили.

Потом поезду Москва – Рига с беспересадочными вагонами Петербург – Рига назначили дополнительную остановку в Пустошке. Но им пользовалось мало пассажиров из-за того, что цены на билеты в поезде межгосударственного сообщения были слишком высокими. Полтора года назад после закрытия границ с Шенгеном поезд был отменен.

Но вернемся к пригородному поезду Великие Луки – Себеж. Его отмену местные власти объясняли нехваткой денег. Ведь после реформы РЖД именно регион должен был оплачивать назначение поездов. Власти говорили, что это не окупается (но поезда нигде не окупаются, это социальная функция властей субсидировать транспорт).

Предыдущий псковский губернатор Андрей Турчак, ушедший в Москву на повышение руководить «Единой Россией», кажется, ненавидел поезда. При нем в области пригородное сообщение было свернуто почти до нуля. Да и не только пригородное. Были отменены даже поезда из Пскова в Петербург.

Но в 2017 году в Псковской области появился новый губернатор Михаил Ведерников. Кажется, он понимал важность железнодорожного сообщения. Из Пскова и Печор в Петербург пошли «Ласточки», в 2020 году появился поезд Псков – Великие Луки, соединив два крупнейших города региона.

Внутри рельсового автобуса РА-2. Фото: Инстаграм / Михаил Ведерников
Внутри рельсового автобуса РА-2. Фото: Инстаграм / Михаил Ведерников

Но не все было гладко. Например, пригородный поезд Псков – Великие Луки обслуживается рельсовым автобусом РА-2. Ехать в таком в течение пяти часов – то еще испытание. Еще и тариф негуманный: 933 рубля за полный маршрут. При том что сидячка в обычном поезде дальнего следования №63/64 Псков – Москва на участке Псков – Великие Луки стоит не дороже 500 рублей. Как итог: судьба поезда Псков – Великие Луки неизвестна, в расписании с октября 2021 года его (пока?) нет.

Еще один провал случился с поездом Псков – Скангали. Он, как и большинство других пригородных поездов, был отменен в начале 2010-х, но зимой 2020 года его неожиданно вернули. При этом поезд сделали ночным с очень растянутым расписанием, и по пятницам из Пскова, когда он мог быть интересен дачникам, он не ходил .

«Если будут ездить две бабушки, то поезд придется отменить, – будто бы издеваясь над здравым смыслом, заявлял Ведерников по поводу запуска поезда максимально неудобным графиком. Как в воду глядел. Один вагон ходил практически пустым, и его отменили уже в декабре того же года. Псковские власти, объясняя отмену, все свалили на РЖД: мол, расписание было неудобным, и никто не ездил. Спасибо, кэп!

Поезд возвращается, но надолго ли?!

Однако, про Себеж была тишина. И вот на днях стало известно, что с 1 октября 2021 года поезд будет возобновлен. Я полез смотреть расписание. Оно уже доступно на сайте РЖД.

Поезд будет ходить по пятницам, субботам и воскресеньям, отправляясь из Великих Лук в 16:50 и прибывая в Себеж в 20:05. В обратную сторону поезд пойдет в субботу, воскресенье и понедельник – в 07:15 он будет отправляться из Себежа и в 10:15 прибывать в Великие Луки.

Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание
Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание
Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание
Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание

И вот тут я загрустил. Вроде поезд назначили… И даже днем. Но зачем? Для кого? Для чего? Я скажу для чего. Для галочки. Чтобы объявить о его назначении «по поручению губернатора» перед выборами (даже ТАСС написал), а потом отменить в связи с отсутствием пассажиропотока. История повторяется.

Расписание не подходит ни для одной категории пассажиров.

Во-первых, поезд совсем не подходит для пассажиров из Москвы и Петербурга, которые приехали в Великие Луки и хотят ехать дальше в сторону Себежа. Он уходит из Великих Лук и Новосокольников больше, чем через семь часов после прибытия поездов дальнего следования!

Во-вторых, он не подходит пассажирам, которым нужно приехать из других городков и деревень в Великие Луки по делам. Например, к врачу, в администрацию, на рынок, в магазин – да куда угодно! Дела обычно по будням, но по будням он не ходит. Можно приехать в Луки только утром в понедельник, а назад уехать лишь вечером в пятницу.

Наконец, в-третьих, поезд не подходит тем, кто работает в Великих Луках и на выходные ездит к себе домой в малые города и деревни. Поезд уходит из Лук в пятницу в 16:50, то есть до окончания рабочего дня, а приходит в понедельник в 10:15, то есть после его начала.

Так для кого же тогда этот поезд? Для тех, кому просто зачем-то нужно ехать и неважно, когда. Но много ли таких людей?

Расписание поезду сделали очень неторопливым. Я сравниваю с карельским пригородным поездом Сортавала – Лодейное Поле. Там все остановки – строго по минуте. Этого более чем достаточно для рельсового автобуса. Пассажиры сели и поехали. Здесь куча стоянок по 2, 4, 5 минут. Зачем?

Самый плохой подвижной состав

Ну и, наконец, чтобы добить читателя, нужно сказать, что по моим данным, маршрут будет обслуживать рельсовый автобус РА1. Это самый некомфортный подвижной состав, какой только можно придумать. Тем нет ни то что кипятка, кондиционера и пр.… Там нет даже туалета.

Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание
Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание

Я сперва даже подумал, что длинные стоянки сделали поезду, чтобы люди могли сбегать по нужде на вокзал. Но под эту надобность подходит только одна из таких остановок – на 15 минут в Новосокольниках при движении поезда в сторону Себежа. «Обратно потерпят», – видимо решили авторы расписания.

Кстати, по иронии судьбы, именно на участке Великие Луки – Себеж в 2019 году произошла самая крупная кaтacтрофа РА1: рельсовый автобус врезался в грузовик, который перевозил бетонные плиты и выехал на переезд на запрещающий сигнал светофора. Машинист и помощник тогда пoгибли, что дало повод говорить о том, насколько вообще безопасны РА1.

Вот что это, если не вредительство?! Запустят поезд, а потом отменят уже навсегда. Типа, мы же попробовали.

А ведь на том же Северо-Западе есть волне себе успешные примеры пригородных поездов. Например, уже упомянутый поезд Сортавала – Лодейное Поле, который соединяет ряд городов Карелии и Ленинградской области. Мало того, что поезд практически нигде не стоит дольше минуты, так он еще и несется под 100 км/ч, в качестве подвижного состава там используются современные рельсовые автобусы РА-3, а прибытие и отправление в Лодейном Поле состыковано с «Ласточками» на Петербург. Как результат – поезд не пустует.

Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание
Просто вредительство: РЖД и псковские власти вернули нужный поезд, сделав ему бесполезное расписание

Вот что мешало псковским властям и РЖД хоть чуть-чуть подумать о пассажирах в случае с себежским поездом?

Позиция властей

Ну и напоследок. Пока я готовил этот материал, Минтранс Псковской области выпустил сообщение, в котором среди прочего говорится:

«Расписание прорабатывается. Поезда будут курсировать в течение 3 месяцев, во время которых будет проведен анализ пассажиропотока».

Понятно. По тому, отменят поезд через три месяца или ему откорректируют расписание, мы сможем судить, зачем его вообще возобновляли.

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.