80 099 subscribers

Ребенок РЖД. Как устроен ретро-поезд в Карелии и почему на нем надо проехаться

4,9k full reads

Этим летом в России появился еще один регулярный ретро-поезд. В РЖД его называют первым, но это не совсем так, и чуть ниже я объясню, почему. Запуск паровоза лично курировал замглавы РЖД Дмитрий Пегов, поэтому внимание к нему повышенное. В компании новый поезд называют «ребенком» и говорят, что это проект «для души».

Ребенок РЖД. Как устроен ретро-поезд в Карелии и почему на нем надо проехаться

Ретро-поезда

Во всех мировых железнодорожных державах ретро-поезда – дело привычное. В какой-нибудь Германии или Франции есть множество туристических и не очень маршрутов, состоящих из исторических вагонов и ходящих под паровозами.

В России, к сожалению, до недавнего времени ничего подобного не было. Отправиться в путешествие на паровозе можно было только по турпутевке.

Первый регулярный поезд на паровозной тяге был запущен в прошлом году в Тверской области. Раз в неделю по субботам пригородный поезд Бологое – Великие Луки на части маршрута от Бологое до Осташкова начал ходить под паровозом. Его обслуживает Московско-Тверская пригородная пассажирская компания. Поездка длится около трех часов и предполагает получасовую остановку с экскурсией на станции Куженкино, где можно осмотреть дореволюционный железнодорожный вокзал. Там, однако, ехать пассажирам приходится в обычных межобластных сидячих вагонах, выкрашенных в зеленый советский цвет.

Паровоз с ретро-поездом на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз с ретро-поездом на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Второй поезд пошел этим летом в Карелии. Его запустили от станции Сортавала до горного парка Рускеала.

Рускеала – это место, где, начиная с XVIII века, добывали мрамор. В частности, его использовали при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге. Завод худо-бедно функционировал до 1990-х, а потом закрылся и пришел в запустение.

Территорию выкупил местный предприниматель Александр Артемьев, который разбил на этом месте парк, разведал подземные маршруты, запустил экскурсии, обустроил инфраструктуру.

Владелец парка Александр Артемьев. Фото: Кирилл Балберов
Владелец парка Александр Артемьев. Фото: Кирилл Балберов

В километре от парка существует действующая железнодорожная ветка, а к самому парку была проложена еще дореволюционная служебная «железка». По словам Артемьева, он четыре года «возил в РЖД бизнес-планы», а когда его услышали, то проект реализовали всего за семь месяцев.

«Сперва мы начинали с РЖД-Тур. Мы сделали из Петербурга поезд на паровозной тяге. Но, к сожалению, цена билета была высокая. Туда-обратно поездка стоила 7000 рублей. И за полтора года проект себя исчерпал. Я начал дальше ездить уже не в РЖД-тур, а напрямую в РЖД, показывал бизнес-планы. И вот меня услышал господин Пегов. Он приехал сам инкогнито, все посмотрел, оценил, потом прислал комиссию РЖД, все посчитали и вот проект заработал мгновенно», – рассказал Артемьев.

Именно в окружении Пегова говорят, что этот проект для РЖД особый. К нему относятся, «как к ребенку», потому что раньше ничего подобного не было. И это – «для души».

Дмитрий Пегов. Фото: Кирилл Балберов
Дмитрий Пегов. Фото: Кирилл Балберов

Обслуживает поезд РЖД напрямую через дирекцию организации скоростного сообщения.

Вторая жизнь Николаевского экспресса

Ретро-поезд составлен из паровоза и вагонов производства завода «Аммендорф» в ГДР, которые ранее ходили на линии Москва – Петербург в составе скорого поезда №5/6 «Николаевский экспресс». Мне это подтвердил Дмитрий Пегов.

«Мы вагоны “Николаевского экспресса” подали на завод, немного модернизировали проект, надо было продлевать их срок службы, там пришлось учесть некоторые требования безопасности», – пояснил он.

Пегов, кроме того, рассказал, что для запуска движения пришлось многое создать с нуля.

«Путь, который сейчас в парк проходит, раньше использовался именно к мраморному карьеру. Была проделана работа по переводу из пути необщего пользования в путь общего пользования. По сути, мы в лесу организовали посадочную платформу. Но это только первый этап. Дальше мы планируем удлинить путь, сделать оборотный круг и обустроить старый мраморный вокзал, который там есть. Он будет ближе ко входу в парк», – рассказал Пегов.

«Кроме того, нам пришлось восстановить всю паровозную инфраструктуру. Это водозаправочные колонки, место погрузки и выгрузки угля, место в депо для обслуживания паровозов. Надо было научить локомотивную и поездную бригаду. И получился поезд с элементами сказки», – сообщил топ-менеджер РЖД.

Как организовано движение

Поезд «Рускеальский экспресс» ходит ежедневно по маршруту Сортавала – Горный парк Рускеала и обратно. Время в пути составляет один час. В зависимости от дня недели в составе поезда курсирует от трех до пяти вагонов, в будущем их количество будет увеличено до шести.

Поезда согласованы с «Ласточкой» из Петербурга. То есть прибывшие утром в Сортавалу туристы из северной столицы могут пересесть на «Рускеальский экспресс» и продолжить путешествие в парк, а вечером также вернуться домой. До конца лета дополнительный рейс «Рускеальского экспресса» по субботам согласован с вагонами беспересадочного сообщения из Москвы.

Пассажиры внутри «экспресса» размещаются в купе по шесть человек. Нечетные места – у окошка. Стоимость проезда – около 300 рублей. Билеты продаются на сайте РЖД и в кассах, но из-за высокого спроса (в первую очередь, на выходные дни) их стоит покупать сильно заранее.

Интерьер вагонов выполнен в шоколадно-зеленых тонах. На столиках с изображением дореволюционной карты железных дорог Карелии стоят зеленые лампы. В вагонах есть титан, так что можно попить чаю. Отдельно прицеплен вагон-ресторан. В него можно прийти перекусить из другого вагона, а можно сразу купить туда билет, в стоимость которого будет входить питание.

«Рускеальский экспресс» прибывает в парк на временную деревянную платформу под песню «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. От платформы до основных объектов парка – около 10 минут прогулочным шагом.

Маршрут обслуживают два паровоза. Их курсирование устроено так. Сперва один паровоз тянет состав из Сортавалы в Рускеалу. Второй идет следом, но «трубой вперед», то есть задом наперед. Цепляет состав и увозит вечером в Сортавалу. Первый паровоз возвращается следом. В будущем, когда в парке появится поворотный круг, способный разворачивать паровозы, такой сложной схемы не понадобится.

В день моей поездки это были грузовые паровозы ЭУ−683-32 1928 года постройки и Л-2198 1953 года постройки. На запасных путях я заметил еще Эр-774-38 1955 года, но он в тот день не возил вагоны.

«Это лишь стилизация»

«Что касается исторического сходства вагонов и костюмов проводников, надо понимать, что это реплики», – объяснил мне Александр Сыромятников, управляющий общества «Дети вокзала», изучающий историю железнодорожного транспорта.

«Синий цвет – традиционный для вагонов первого класса, не только в России, но и во всем мире. Однако вагоны были немного другого оттенка и без желтой полосы. Интерьеры вагона и костюмы проводников – это всего лишь стилизация под ту эпоху, нельзя говорить, что это прям копия. Я так понимаю, что РЖД хотели сделать проект в сжатые сроки и, в общем-то, получилось неплохо», – пояснил Александр.

В завершении хочу сказать несколько слов о парке. Он действительно стоит посещения, причем ехать можно смело на весь день. Здесь довольно много места для прогулок, есть возможность посетить две экскурсии – по парку и подземную, поплавать на лодочке по карьеру, и спуститься через парк на троллее и поесть национальной карельской еды.

Пока парк еще достраивается, но и то, что уже есть сейчас, мне понравилось, как организовано. С умом. Наверное, потому что он частный.