Тайна исчезнувшего петушка, или Что можно увидеть с башни Казанского вокзала (27 ФОТО)

23 July
3,4k full reads
5,9k story viewsUnique page visitors
3,4k read the story to the endThat's 57% of the total page views
5 minutes — average reading time

Залезть повыше и посмотреть на город – этому я всегда рад. Особенно, если это «повыше» связано с поездами и вокзалами. На днях мне довелось посетить башню Казанского вокзала. Показываю, какие виды оттуда открываются.

У нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Две башни вокзала

У Казанского вокзала – две башни. Побольше и поменьше. Они хорошо видны на этой фотографии.

Фото: пресс-служба РЖД
Фото: пресс-служба РЖД
Фото: пресс-служба РЖД

Маленькая башня – Царская. Она – совсем новодел. Ее построили лишь в 1990-е годы. Тогда, правда, утверждали, что архитектор вокзала А.В. Щусев при проектировании что-то такое задумывал, но реализовывать не стал. В Царскую башню, кстати, может попасть любой желающий, потому что там открыто выставочное пространство.

Фото: пресс-служба РЖД
Фото: пресс-служба РЖД
Фото: пресс-служба РЖД

Куда делся Зилант

Мы же полезем обследовать другую башню – ту, что видно, если смотреть на фасад вокзала со стороны Комсомольской площади. Вот она.

Башня Казанского вокзала без Зиланта. Фото: июль 2021 года
Башня Казанского вокзала без Зиланта. Фото: июль 2021 года
Башня Казанского вокзала без Зиланта. Фото: июль 2021 года

Эта башня появилась в начале ХХ века. Архитектор попытался сделать в ней отсылки к башне Сююмбике Казанского кремля, и к Боровицской башне Московского Кремля.

Боровицкая башня Московского Кремля и башню Сююмбике Казанского кремля
Боровицкая башня Московского Кремля и башню Сююмбике Казанского кремля
Боровицкая башня Московского Кремля и башню Сююмбике Казанского кремля

А чтобы усилить казанскую тему на вершину башни Казанского вокзала архитектор поместил Зиланта – мифическое татарское существо. Его же можно увидеть на гербе Казани.

Сейчас Зиланта, которого в народе называют «петушком», на шпиле вокзальной башни нет.

Шпиль башни Казанского вокзала без Зиланта. Фото: июль 2021 года
Шпиль башни Казанского вокзала без Зиланта. Фото: июль 2021 года
Шпиль башни Казанского вокзала без Зиланта. Фото: июль 2021 года

«Петушок» упал во время сильного ветра на ту самую смотровую площадку, откуда и сделаны эти фотографии. Починят – вернут.

Жизнь площади трех вокзалов

Смотровая площадка вокзальной башни находится прямо над буквами «Казанский вокзал». При съемке на широкий угол часть вывески попадает в кадр.

Комсомольская площадь. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Комсомольская площадь. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Комсомольская площадь. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

Площадь трех вокзалов интересна не только железнодорожными достопримечательностями, но и интенсивным трамвайным движением. По Краснопрудной улице удалось поймать шесть трамваев в одном кадре.

Трамвайное движение на Краснопрудной улице. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Трамвайное движение на Краснопрудной улице. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Трамвайное движение на Краснопрудной улице. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

Недавно на Комсомольской площади провели реформу парковочного пространства. Разобрали жуткие платные парковки и сделали комфортный подъезд к вокзалам. Бесплатно можно остановиться на пять минут. При этом заодно разделили потоки тех, кто заезжает к вокзалам, и тех, кто едет прямо в сторону Каланчевской улицы.

Ярославский вокзал и Краснопрудная улица. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Ярославский вокзал и Краснопрудная улица. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Ярославский вокзал и Краснопрудная улица. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

На этой фотографии хорошо уместился ансамбль всей площади со зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов, а также вестибюлем метро «Комсомольская» между ними.

Комсомольская площадь: Ленинградский и Ярославский вокзалы и вестибюль станции метро «Комсомольская». Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Комсомольская площадь: Ленинградский и Ярославский вокзалы и вестибюль станции метро «Комсомольская». Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Комсомольская площадь: Ленинградский и Ярославский вокзалы и вестибюль станции метро «Комсомольская». Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

Чуть более общий план.

Комсомольская площадь. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Комсомольская площадь. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Комсомольская площадь. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

И здание Ленинградского вокзала отдельно.

Ленинградский вокзал. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Ленинградский вокзал. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Ленинградский вокзал. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

Небо в день съемки было высокое и хорошо была видна Останкинская башня.

Останкинская башня. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Останкинская башня. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Останкинская башня. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

Стройка МЦД D4

С другой стороны башни можно наблюдать за строительством четвертого диаметра МЦД. Главной доминантой с этой стороны является, конечно, сталинская высотка, в которой сейчас находится отель Hilton Ленинградская. Здание было построено в 1954 году. Внутри есть бассейн, а стоимость номеров начинается от 5600 рублей за ночь.

Отель Hilton Ленинградская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Отель Hilton Ленинградская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Отель Hilton Ленинградская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

Большая стройка, которая видна на фотографии – это реконструкция Каланчевского путепровода. До недавнего времени здесь было пути, которые соединяли Курский вокзал и станцию Каланчевская.

В будущем здесь будет четыре пути. К электричкам второго диаметра МЦД прибавятся электрички четвертого диаметра. Именно из-за этих изменений и закрыли Курский вокзал для большинства транзитных поездов дальнего следования, перенеся их отправление и прибытие на новый Восточный вокзал в Черкизово.

С реконструкцией путепровода связан и градостроительный скандал. Изначально мэрия собиралась снести историческую кладку, которую утверждал еще Щусев.

Историческая кладка Каланчевского путепровода. Фото: Архнадзор / Сергей Колузаков
Историческая кладка Каланчевского путепровода. Фото: Архнадзор / Сергей Колузаков
Историческая кладка Каланчевского путепровода. Фото: Архнадзор / Сергей Колузаков

Вместо нее хотели сделать безликий мост.

Первоначальный проект реконструкции Каланчевского путепровода
Первоначальный проект реконструкции Каланчевского путепровода
Первоначальный проект реконструкции Каланчевского путепровода

Но в итоге был утвержден компромиссный вариант. Кладку разберут, сохранят и сложат заново. По крайней мере, обещают.

Одобренный проект реконструкции Каланчевского путепровода
Одобренный проект реконструкции Каланчевского путепровода
Одобренный проект реконструкции Каланчевского путепровода

Когда я фотографировал стройку полтора года назад, кладка еще была на месте.

Каланчевский путепровод весной 2020 года
Каланчевский путепровод весной 2020 года
Каланчевский путепровод весной 2020 года

В этот раз мне удалось увидеть глазами лишь небольшой ее фрагмент. Посмотрим, что получится в конечном итоге...

Сверху очевидно, что стройка идет вовсю. Сейчас ее самая активная фаза. В ходу остался только один путь. Его используют поезда МЦД для реверсивного движения. Сперва электричка проходит в одну сторону, потом – в другую.

Строительство третьего и четвертого пути на участке Курский вокзал – Каланчевская. Съемка с башни Казанского вокзала, июль 2021.
Строительство третьего и четвертого пути на участке Курский вокзал – Каланчевская. Съемка с башни Казанского вокзала, июль 2021.
Строительство третьего и четвертого пути на участке Курский вокзал – Каланчевская. Съемка с башни Казанского вокзала, июль 2021.

Наиболее популярный подвижной состав на втором диаметре – поезда «Иволга» поколения 1.0.

Поезд «Иволга» 1.0. МЦД D2 прибывает на станцию Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Поезд «Иволга» 1.0. МЦД D2 прибывает на станцию Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Поезд «Иволга» 1.0. МЦД D2 прибывает на станцию Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

Впрочем, пока я находился на башне, я увидел на мосту и «Иволгу» второго поколения. Позже проверил: на D2 и правда эксплуатируются

Поезд «Иволга» 2.0. МЦД D2 отправился от станции Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Поезд «Иволга» 2.0. МЦД D2 отправился от станции Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Поезд «Иволга» 2.0. МЦД D2 отправился от станции Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

Но можно увидеть и «Ласточки». Причем, как в стандартной ливрее...

Поезд «Ласточка» МЦД D2 прибывает на станцию Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Поезд «Ласточка» МЦД D2 прибывает на станцию Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Поезд «Ласточка» МЦД D2 прибывает на станцию Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

...так и в специальной МЦДшной окраске.

Поезд «Ласточка» МЦД D2 отправился от станции Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Поезд «Ласточка» МЦД D2 отправился от станции Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года
Поезд «Ласточка» МЦД D2 отправился от станции Каланчевская. Вид с башни Казанского вокзала. Фото: июль 2021 года

И еще четыре фото...

Что-то мы увлеклись парадом электричек... Сама смотровая площадка на башне вокзала выглядит так. Она имеет стеклянное ограждение.

Башня Казанского вокзала. Июль 2021.
Башня Казанского вокзала. Июль 2021.
Башня Казанского вокзала. Июль 2021.

С площадки можно увидеть крышу над перронами, которая, как и Царская башня, была построена в 1990-е.

Крыша над платформами Казанского вокзала. Июль 2021 года
Крыша над платформами Казанского вокзала. Июль 2021 года
Крыша над платформами Казанского вокзала. Июль 2021 года

А вот за жизнью вокзала особо не понаблюдаешь. Видна лишь небольшая часть платформы.

Платформа Казанского вокзала. Вид с вокзальной башни, июль 2021
Платформа Казанского вокзала. Вид с вокзальной башни, июль 2021
Платформа Казанского вокзала. Вид с вокзальной башни, июль 2021

Зато с лестницы, ведущей на башню, можно увидеть через окно один из залов вокзала.

Казанский вокзал
Казанский вокзал
Казанский вокзал

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.