77 477 subscribers

Тест поезда. Некуда деть штаны, или Первая поездка в самом массовом вагоне будущего

82k full reads
119k story viewsUnique page visitors
82k read the story to the endThat's 69% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Фирменный поезд «Белогорье» сообщением Москва – Белгород – первый в России, который составили из современных вагонов «2019». В ближайшие годы РЖД их собирается выпускать сотнями, поэтому я при первой же возможности отправился в поездку на этом поезде, чтобы посмотреть, что это за вагоны и какой там уровень обслуживания. В этом тексте я опишу поездку в купейном вагоне.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов
План закупки вагонов «2019» (одноэтажный двухвагонный сцеп) – 48 ед в 2019 г., 442 ед в 2020 г., 471 ед в 2021 г., 448 ед в 2022 г., 339 ед в 2023 г., 337 ед в 2024 г., 212 ед в 2025 г.

Концепция сцепа провалилась

Первое, что я ожидал увидеть на перроне, где идет посадка на поезд, – дикие очереди в вагоны. Изначально производитель и перевозчик анонсировали, что теперь каждый вагон не сам по себе, а объединен с другим таким же вагоном в двухвагонных сцеп. Это позволяет обслуживать два вагона одним проводником и производить посадку и высадку через один из двух вагонов.

По факту оказалось, что никаких очередей нет, и посадка, как раньше, происходит в каждый вагон, а возле каждой двери стоит по проводнику.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

От идеи избавиться от купе проводника в каждом втором вагоне и оборудовать там зону с холодильником и микроволновкой общего пользования отказались. Проводница из моего вагона объяснила, что в одиночку обслуживать два вагона было бы нереально. Она лишь ненадолго ночью уходит в соседний вагон, оставляя такую табличку.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Поезд «Белогорье» фирменный, поэтому на столике пассажиров ждали традиционные наборы – малосъедобная булочка, какое-то печенье с вареной сгущенкой, колбасная нарезка, 250 мл воды и горячее (на выбор были макароны с курицей и, кажется, рис с колбасками). Горячее уже стояло на столах к моменту посадки, и потому, когда все начали есть, оно остыло.

Кстати, недавно я ехал в другом фирменном поезде – «Вятка» из Москвы в Киров – и там горячее разносили в термосумках уже после отправления состава, и температура подачи была правильной.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Также на столе лежали магнитные карты для доступа в купе. Обычно они есть во всех новых вагонах, но со временем пассажиры их растаскивают на сувениры (пассажиры, не делайте так!) и их перестают выдавать. Почему от этой технологии до сих пор не отказались – не знаю. Ее лет 10 уже применяют, и с ней сплошные проблемы.

Куда убрать штаны?

Осматриваю розетки. Под столом – четыре штуки. У каждого из верхних пассажиров вдобавок к этому есть еще и по два usb-разъема.

Полки выполнены в виде давно знакомых российским пассажирам диванов-трансформеров, когда постель убирается в спинку. Однако в отличие от купе, выпускавшихся ранее, здесь большая проблема для нижнего пассажира убрать куда-то личные вещи и одежду, т.к. два ящика из двух заняты сейфами (электронные замки работают, проверил). Когда я разделся перед сном, убрать куда-то джинсы, носки и джемпер стало большой проблемой.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Еще одно интересное нововведение в купе – это конструкция столика. У него появились складные боковые «крылья». Это сделано для комфорта пассажира нижней полки – чтобы ему не мешал столик, когда он спит. По факту, когда столик заставлен едой, бутылками и вещами, сложить эти «крылья» очень проблематично. Столик без вещей выглядит так:

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Наверху абсолютно ничего необычного: привычная конфигурация полки с отделениями для хранения вещей. Верхнему пассажиру никакие сейфы не мешают.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Вскоре после отправления поезда заиграло радио. Сперва – стандартная РЖДшная реклама, затем личное обращение начальника поезда (что теперь редкость). Правда, оно свелось, по большей части, к приглашению в вагон-ресторан.

Обжигающая вода и поиски полотенец

Затем пришла проводница. Она рассказала, что, несмотря на наличие автоматов, торгующих чаем и кофе, все это можно покупать так же у нее, и у нее это вкуснее, а еще у нее есть терминал для оплаты картой.

Еще, по ее словам, в вагоне появились ящики для раздельного сбора мусора, и она будет благодарна, если мы ими будем правильно пользоваться. Еще в одном из туалетов оборудован душ. Пользование бесплатное, но за деньги у нее можно арендовать банное полотенце (100 рублей), а также купить гигиенический набор (100 рублей) и тапочки (50 рублей).

После ухода проводницы я сразу пошел изучать душ, ведь это первый раз (если не считать ограниченной партии российско-немецких вагонов риц), когда массово стали выпускать вагоны с душем. Правда, к моменту моего визита душ уже оккупировала какая-то девочка. Минут через 10 она вышла.

Первое, на что я обратил внимание в совмещенном туалете-душевой – измененный дизайн раковины «под камень». Краника, на который нужно нажать, чтобы полилась вода, как в старых вагонах, нет – стоит сенсор. Руки подносишь – вода льется. Отрегулировать ее температуру возможности нет. В нашем вагоне она была чересчур горячей, даже обжигающей, о чем я сообщил проводнику, и она пообещала исправить это.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Я долго не мог найти контейнер с бумажными полотенцами. Оказалось, что он спрятан рядом с краном, а полотенца там – рулоном. Но из-за того, что кто-то упустил конец, воспользоваться ими было уже невозможно.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Не могу не показать и этот важный элемент.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Сбоку от унитаза есть гигиенический душ, а над ним – одноразовые подкладки на стульчак. Все цивилизовано.

Помещение с туалетом и раковиной отделено от душевой стеклянной перегородкой и занавеской. Внутри душевой – два крючка и мыльница. Все выглядит очень чистым – видно, что душем пока или особо не пользуются, или проводники очень тщательно моют эти помещения. В душе есть регулятор температуры воды. Чтобы она полилась, нужно нажать на кнопку. Подача воды продолжается секунд 20-30, а затем прекращается. Чтобы она возобновилась, нужно нажать на кнопку еще раз. Таким образом, открыть воду и стоять под ней постоянно не получится.

Производитель на презентации новых вагонов в мае 2019 года говорил, что из-за душа пришлось увеличить емкость бака с обычных 800 литров до 1600 литров. С такой системой подачи воды этого хватит, чтобы помылись все пассажиры даже в плацкартном вагоне.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Пурифайер, вендинг (простите) и раздельный сбор мусора

Когда пассажиры более-менее разошлись по купе и угомонились, я спокойно осмотрел и сфотографировал другие общественные пространства вагона. Обратите внимание на зеленые буквы WC. Когда туалет занят, они становятся красными. Очень удобно.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

А вот те самые ящики для раздельного сбора мусора. Они установлены в конце вагона напротив туалетов.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Кстати, настоящий прорыв, что ящик для мусора (пусть и всего один) появился в начале вагона возле купе проводника. В старых вагонах пассажиры часто несли мусор к проводнику, но контейнеров там не было.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Кроме того, в начале вагона есть тот самый автомат по продаже чая-кофе и всяких шоколадок, а также наделавший много шума пурифайер – установка для фильтрации воды из вагонной системы. Он умеет выдавать горячую и холодную воду. Производитель заявлял, что температура горячей воды – 96 градусов, проводница говорила о 80 (как мерила, не знаю). Холодная вода в моем вагоне шла комнатной температуры. Над пурифайером – кнопка, по которой можно позвонить проводнику в соседний вагон.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

В коридоре появилось несколько экранов. На одном из них информация о маршруте поезда перемежалась с правилами поездки и информацией о товарах, которые можно купить у проводника.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

На презентации вагона производитель обещал, что на экран будет выводиться информация о местоположении поезда и его скорости, но ничего подобного я не обнаружил.

Что касается табло, то, на мой взгляд, оно стало значительно менее читаемым, чем в прежних версиях вагонов. Даже человек с хорошим зрением на расстоянии дальше, чем 4-5 метров, уже не увидит, что там написано.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Мне понравилось, как реализован тамбур (напомню, что в двухвагонных сцепах он один на вагон): светлый и чистый. Дверь в соседний вагон открывается нажатием кнопки. Причем, нажимаешь кнопку в своем вагоне – открываются сразу две двери – в твоем вагоне и в соседнем. Над дверьми написан номер вагона, в котором ты находишься.

Фото: Кирилл Балберов
Фото: Кирилл Балберов

Wi-Fi как лотерея и лишний запах

В этом вагоне меня очень порадовало качество интернета по Wi-Fi. Когда мы ехали по лесам, и мой телефон показывал нулевой прием, качество сигнала было отличным. Но, к сожалению, опыт обратной поездки в плацкарте (такого же двухвагонного сцепа) показал, что это лотерея – там к беспроводной сети я даже не смог подключиться, но это отдельная история.

Климат в вагоне был комфортный. На старте температура долго держалась на уровне 26 градусов, позже упала до 25, а ночью снизилась до 24. Напомню, что для зимы норма 20-24, то есть здесь температура была выше нормы. Но за счет хорошо работавшей вентиляции жары или духоты не ощущалось – приток воздуха в купе шел исправно.

Единственно, что несколько омрачило поездку – это периодически возникавший запах (думаю, приходивший из вентиляции) горелой резины или пластика. Впрочем, он был несильным и кратковременным (раза три по минуте) и не доставил больших неудобств. Хотя я читал жалобы в Сети на то же самое в других отзывах об этом поезде.

В целом, спалось хорошо и проснулся я всего минут за 15 до прибытия. Поблагодарив проводника за хорошую поездку, я еще немного погулял по платформе вдоль поезда, пофотографировав вагоны. Обратите внимание, что двухвагонные сцепы с виду очень похожи на обычные вагоны. И только отсутствие двери с одной стороны вагона даст вам подсказку о том, что перед вами сцеп.

И еще несколько фотографий сцепов снаружи.

То, какими получились сцепы в итоге, несколько отличается от того, что было задумано изначально. В частности, производитель отказался от климат-контроля в каждом купе по отдельности, и это, на мой взгляд, очень плохо. (В РЖД, правда, мне сказали, что в будущих сцепах эта задумка будет реализована). Остальные изменения, которые я перечислил здесь, во многом к лучшему.

Будущее вагонов «2019» и комфортабельность поездки в них будет зависеть оттого, как ФПК продолжит их эксплуатировать. В таком варианте, как в поезде «Белогорье», когда в каждом вагоне едет по одному проводнику, поездка проходит очень комфортно. В случае, если на проводниках будут экономить, то все может обернуться совсем иначе.

И измените расположение сейфов, а то некуда убрать штаны!