Тест поезда. Поездка в новом плацкарте: шторки, сенсорный кипятильник и датчики в туалете

Модернизированный плацкарт с диванами вместо полок, занавесками и столиками на уровне верхних мест вышел в рейсы и курсирует между Москвой, Ростовом-на-Дону и Анапой. Вагон пока лишь один, но к концу года таких будет 50. На днях я проехал в нем от Москвы до Мичуринска Тамбовской области (4 часа 30 минут в пути).

Новый плацкартный вагон в пути. Фото: Кирилл Балберов
Новый плацкартный вагон в пути. Фото: Кирилл Балберов

Билеты брал примерно за 20 часов до отправления поезда, как только у меня появилась информация о том, в каком составе и под каким номером стоит новый вагон. Здесь можно почитать, как я этот вагон искал. Итак, вагон стоит в поездах 11/12 Москва – Анапа и 19/20 Москва – Ростов-на-Дону под номером 12. И курсирует по маршруту Ростов-на-Дону – Москва — Анапа — Москва – Ростов-на-Дону раз в пять суток.

Пассажиры предпочитают верхние боковушки

В момент покупки билета сайт РЖД завис. Первый раз за долгие годы сталкиваюсь с тем, чтобы в течение получаса я не мог оформить проездной документ – система постоянно выдавала ошибку. В искомый вагон дешевых мест – верхних боковых и верхних в последнем купе у туалета – уже не было.

Я много писал о конфликтах за верхние полки в вагонах, и почти под каждой статьей есть с десяток комментариев такого содержания: «неправда, что верхние полки дешевле, они стоят столько же». Так вот, четные места с 34 по 54 в мой вагон на маршрут Москва – Мичуринск без белья обошлись бы мне в 800 рублей, в то время как все остальные, – около 1300 без белья и около 1500 с бельем. Я взял с бельем – хотелось полежать на новых местах и понять, насколько они удобные. Доехать на нижнем плацкартном месте до Анапы можно было за 3600 рублей.

«Попробую, если не упаду»

Казанский вокзал 10:35 утра. Посадка в поезд подходит к концу, отправление через 10 минут, я – в числе последних пассажиров. Подхожу к вагону, вижу ту самую табличку с номером вагона, которую показали все ТВ-репортеры, понимаю, что вагон определил верно. У вагона никого из проводников нет. С опаской захожу: проводники суетятся где-то возле своих купе. «Ваше место – 53-е». Хорошо, идти далеко не надо.

По ТВ-репортажам мне казалось, что проводники какие-то специально отобранные, чуть ли ни сотрудники завода или представители центрального аппарата РЖД ездят. Но нет – обычные мужчина лет 30 и женщина в возрасте с характерным симпатичным ростовским говором.

Никакой предварительной информации о вагоне при посадке проводники не дают (мол, «добро пожаловать в число избранных»). Уже на входе понимаю, что интерьер изменился до неузнаваемости. Обивка под дерево, места – в красно-серых тонах. За моим столиком уже сидит девушка с 54-го места. На ее верхней полке лежит один комплект постельного белья.

Вход в новый плацкартный вагон. Фото: Кирилл Балберов
Вход в новый плацкартный вагон. Фото: Кирилл Балберов

«У Вас с бельем?» – «Да» – «Тогда держите», – говорит она, вставая.

«Да сидите, я вас не выгоняю» – «Я всю ночь не спала, полезу. Только как тут забираться?» – «Вот по этим выступам» – «Попробую, если не упаду. А удобно!»

Шторки и лестница-перегородка в новом плацкартном вагоне. Фото: Кирилл Балберов
Шторки и лестница-перегородка в новом плацкартном вагоне. Фото: Кирилл Балберов

Залезла, закрылась занавеской и больше я ее не видел. Кстати, в старых плацкартах есть норма, что если ты не взял белье, то на матрас не имеешь права. А здесь матрас не нужен – полки и так мягкие, так что матрасов тут нет. Другой вопрос, что станет с тряпочной обивкой после того, как на нее несколько раз прольют чай, пиво или поспят потные мужики без простыней. Надеюсь, ФПК знает, как будет это все очищать.

«Ничего себе, куда я попал»

Я принялся осматривать свое нижнее боковое место. Сиденье мягкое, удобное. Мягкая спинка, хороший подголовник с закругленными краями, чтобы, если уснешь сидя, голова не сваливалась в бок. Есть индивидуальное освещение. Лампочка расположена над столом по центру и вмонтирована в верхнюю полку. Так что удобно сидя почитать или поужинать, когда основное освещение уже выключено. Лежа читать будет чуть сложнее.

Лампочки и usb-зарядки есть возле всех мест, а розетки на 220 – возле всех нижних. Причем возле нижней боковой полки даже две блока розеток – чтобы пассажир сверху, едучи внизу, тоже мог зарядиться. Наверху у него тоже своя зарядка.

Нижнее боковое место, розетки и сетка в модернизированном плацкарте. Фото: Кирилл Балберов
Нижнее боковое место, розетки и сетка в модернизированном плацкарте. Фото: Кирилл Балберов

«Ого», «Ой, новый вагон, я его по телеку видела», «Алё, я в новом вагоне еду, я тебе сфоткала и отправила фотки», «Ничего себе, куда я попал», «Это плацкарт?» – доносится от проходящих мимо пассажиров.

С местами для хранения вещей на нижней боковой все аскетично. Есть только крючок и сеточка. На верхних полках есть еще ниша для гаджетов, чтобы было удобно воткнуть провод в usb, а телефон положить в углубление. Туда же, наверное, можно убрать документы, кошелек и ценные вещи. Как будто под подушку. Из старого плацкарта в новый пока не перекочевали перекладины и резинки для брюк, а также крючки на верхних полках, но в ФПК говорят, что это временно. Вещи верхние пассажиры пока могут складывать на третью полку, которая стала существенно уже и теперь не особо предназначена для перевозки крупногабаритного багажа.

Разговоры проводников в вагоне слышны очень хорошо – между пассажирским салоном и служебной зоной открыта дверь. Слышу реплики – то ли проводники между собой, то ли с кем-то из коллег общаются. «Железку нормально не протрешь, она вся пачкается», «Туалеты забились» – «Да их просто включить надо», «Включу вентиляцию» – «Не надо», «Я пока воды принесу».

Пляски с пурифайером

Возле купе проводников стоит девушка со своей чашкой, просит кипятка. В новом вагоне нет титана – устройства для нагрева воды с краником – как в старых вагонах. Вместо него сенсорная панель. По-научному это называется пурифайер. Может наливать три вида воды – холодную, комнатной температуры и горячую. Чтобы набрать кипяток, нужно нажать на две сенсорные кнопки разом и держать.

«Мы еще не поехали, он не работает, а в соседнем вагоне нормальный титан стоит», – объясняет проводница, пришедшая с чайником кипятка. Вокруг этого пурифайера самая большая свистопляска. Всем интересно, как теперь наливать воду, но работает он через раз.

Высокие технологии. Пурифайер и сенсорный экран в районе купе проводников. Фото: Кирилл Балберов
Высокие технологии. Пурифайер и сенсорный экран в районе купе проводников. Фото: Кирилл Балберов

Высокие технологии в плацкартном вагоне – это не только пурифайер. Рядом с ним – сенсорный экран, через который вроде и еду можно из вагона-ресторана заказать. «Он не работает», – сообщили проводники. Хотя на самом деле работал, просто зависал. При мне девушка пыталась потыкать. Попробовать сделать заказ и понять функционал проводники не дали – «лучше не трогать, чтоб не сломался, тут все медленное».

Еще одна техническая приблуда, которая работает странно – табло с указанием времени и температуры. На посадке оно показывало, что в салоне +29, хотя мой карманный термометр давал +25. Время тоже сильно отличалось от фактического. Наверное, проводников не научили настраивать. А жаль.

Электронное табло нового плацкарта показывает неверные время и температуру. Фото: Кирилл Балберов
Электронное табло нового плацкарта показывает неверные время и температуру. Фото: Кирилл Балберов

«Такое чувство, что кроме шторок ничего не функционирует»

После отправления пошел проводник собирать билеты и отмечать тех, кто с электронной регистрацией.

«Расскажите, что тут как функционирует. Такое чувство, что кроме шторок ничего не функционирует», – сердито спрашивает пассажирка из первого купе.

«Нет, почему, все работает», – сказал проводник. По его словам, главное освоить, как набирать кипяток, и разобраться с туалетом, где стоят датчики движения.

Как только поезд тронулся, все тут же захотели кипятка – уж не знаю, чего там было больше – желания попить чаю или научиться пользоваться пурифайером. Проводники терпеливо и вежливо объясняли, на какие кнопки надо нажимать, хотя рядом висела инструкция.

Пошел за чаем и я. Хотел налить сам, но проводник взял инициативу в свои руки и… вода не полилась.

«Нет ничего надежнее титана. Он нам вчера тоже мозг полтора часа выносил, а как проехали час, то начал работать нормально», – сказал проводник.

«Может, ему надо прогреться?», – спрашиваю.

«Может» – «А холодная вода там кипяченая?» – «Говорят, что да».

Сушилка в туалете

Еще одно место, где все по-новому, – это туалет. Сам унитаз – био, к таким мы уже привыкли. Над ним – пеленальный столик. А вот умывальник новый. Чтобы пошла вода, нужно поднести руки к крану. Чтобы пошло мыло – подставить под мыльницу ладонь, чтобы посушиться – поднести руки к сушилке, которая приделана прямо к краю. А что, очень удобно. И экономия на бумажных полотенцах! И да, душ. Гигиенический душ тут есть, правда вода в нем была холодная, как я ни пытался настроить, а вот в умывальнике наоборот горячевата.

Раковина с сушилкой и унитаз. Фото: Кирилл Балберов
Раковина с сушилкой и унитаз. Фото: Кирилл Балберов

Когда проехали минут 30, в вагоне начало становиться душно. Вроде и не жарко, но люди дышат, а притока воздуха нет. Подошел мужчина, попросил разобраться с климатом. Проводник взглянул на табло и ойкнул: «Сейчас у нас 29, ой. Сейчас включу вентиляцию и все будет хорошо». Конечно, 29-ти не было. 29 – это когда в старом вагоне врубят батарею без вентиляции. Мой термометр показывал 25-26. Не знаю, где установлен датчик вагонного градусника, но он врет. Хотя духота начиналась.

Когда вентиляция заработала, температура на табло понизилась до 25, а на моем градуснике упала до 24 градусов. В вагоне было комфортно, по крайней мере, на моем 53 месте, которое, напоминаю, находится рядом с купе проводников, а они постоянно ходят в тамбур, невольно проветривая начало вагона.

«И выходить не хочется»

Спустя час после поездки к проводникам пошли более общительные пассажиры. Все хотят поделиться впечатлениями, особенно те, кто ехал до Рязани и готовился к выходу.

«Полки коротковаты, честно говоря, сделали б на 10 см больше, никто б не умер», «Багаж некуда девать», «Приятно, идешь по вагону, ноги не торчат», «Вечером, наверное, хорошо ехать, ламповый свет», «Вот бы так до Анапы ехать, и выходить не хочется», «Лучше, чем в купе».

«Честно говоря, вагон не доработан, – говорят проводники. – Этот кипятильник постоянно ломается, вещи нам некуда девать, но пассажиры хвалят, да и внешне приятно все выглядит».

Я разложил полку, чтобы проверить, каково это – спать на нижнем боковом. Механизм опускания столика остался такой же, как раньше. На получившуюся кровать кладешь простыню. Аккуратно не получается – подоткнуть некуда. Но лежать хорошо, мягко, и стыки между сиденьями и опущенным столиком не ощущаются. Вещи девать совсем некуда. Кроме маленького крючка и сетки под ним, которая существенно меньше сеток из классических плацкартов, ничего нет, поэтому надо все складывать в сумку и убирать вниз. Или спать, обложившись вещами.

На нижнем боковом месте в модернизированном плацкарте. Фото: Кирилл Балберов
На нижнем боковом месте в модернизированном плацкарте. Фото: Кирилл Балберов

Шторку, кстати, верхняя пассажирка закрыла ровно до середины. Там она фиксируется. В результате теперь верхний пассажир может ехать в темноте, а нижний – смотреть в окошко.

По поводу звуков. По моим субъективным ощущениям, в новых плацкартных вагонах Тверского вагоностроительного завода звукоизоляция чуть лучше. Там иной раз не слышно вообще ничего. Здесь присутствуют и стук колес, и легкое дребезжание каких-то конструкций. Но постоянного надоедающего звона нет. Уровень шума, я бы сказал, приемлемый.

После Рязани вентиляцию опять выключили, вагонный термометр поднялся до 27. И опять пришел пассажир с жалобой, что душно: «Что у вас, новый вагон, а нет автомата? Ну поставили бы +24 и пусть держал бы, хорошо было бы».

Минут через 10 после того, как проводники выполнили просьбу, пришел еще один товарищ. Мужчина кавказского вида в майке пожаловался, что холодно, и спросил, когда будут топить. Проводник ответил: «Видите на термометре +25 (к тому времени уже упало), а норма +22, так что у нас и так теплее».

Потом пришел голый мужик с перегаром. «Я, – говорит проводнику, – перебрал малость. Прошу тебя, разбуди меня в Воронеже, мне там выходить. Даже если я откажусь вставать, вынеси как-нибудь. Белья у меня нет, так что сдавать нечего. Сильно заранее не буди. А вообще хорошие места, мягкие, теперь белье вообще брать никогда не буду».

Я прошел по вагону. Почти все, кто спал, были за закрытыми шторками. Столики на уровне верхних полок в купе по назначению использовал лишь один человек. У него там стояла бутылочка с водой. Еще у одного пассажира на столике лежали штаны, у какой-то пассажирки – косметичка. Понятно, что в условиях отсутствия наверху сеточек, крючков и т.д. люди используют столик как полочку.

Проход по вагону.
Проход по вагону.

Несмотря на наличие новых лестниц в перегородках, многие залезают по старинке через стол, который не выглядит очень прочным и каждый раз слегка прогибается. Нога в проходе торчала лишь одна – детская. Она как раз пролезла в «выемку-ступеньку».

Поезд, в котором ходит новый плацкарт – фирменный, поэтому была возможность заказать у проводника обед. За час до прибытия принесли суп, салат и второе. Поел сытно и по поездным меркам даже вкусно, заплатил всего 300 рублей.

Питание в фирменном поезде 11/12 Москва – Анапа.  Фото: Кирилл Балберов
Питание в фирменном поезде 11/12 Москва – Анапа. Фото: Кирилл Балберов

Фирмач-не фирмач, а за полчаса до прибытия белье попросили сдать. Высадка в Мичуринске была большой. «А в Воронеже почти все выйдут. Никто не хочет в Анапу в марте», – констатировал проводник.

Модернизированный плацкарт снаружи. Табличку с номером вагона почти не видно, но это фотообман. На самом деле, она хорошо читается. Фото: Кирилл Балберов
Модернизированный плацкарт снаружи. Табличку с номером вагона почти не видно, но это фотообман. На самом деле, она хорошо читается. Фото: Кирилл Балберов

Выходить не хотелось и мне – вагон получился действительно комфортным для пассажиров и более чем достойным стоять в составе фирменного поезда. Тот редкий случай, когда я могу по заслугам похвалить и дизайнеров вагона (это московская студия Иппиарт), и РЖД-ФПК, а производителей похвалю, когда они решат вопрос с пурифайером, сенсорным экраном и климатом в вагоне.

Напомню, что такие плацкарты не производят с нуля, а переделывают на заводе «Вагонреммаш» в Тамбове из старых вагонов, у которых вышел срок службы, продлевая им жизнь. До конца года будет сделано еще порядка 50 таких вагонов, которые поступят в первую очередь на южные направления.

А вы хотели бы поехать в таком вагоне? Если есть вопросы – задавайте в комментариях. На что смогу, отвечу сам, остальное адресую разработчикам вагона.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации. Также подписывайтесь на нас в соцсетях: Одноклассниках, Вконтакте, Фейсбуке и Телеграме.