В Петербурге группа энтузиастов без бюджета создала и развивает лучший проект о транспорте. Рассказ менеджера проекта

26 September 2020

«Питертранспорт» каждый день рассказывает петербуржцам о городском транспорте. На мой взгляд, это лучший проект о транспорте Петербурга. Проект вырос из небольшого блога Анатолия Хозяинова и сейчас представлен практически во всех крупных соцсетях. Мы попросили основателя «Питертранспорта» рассказать, как у него получилось создать то, на что в других регионах тратят бюджетные средства и зачастую без должного результата.

В Петербурге группа энтузиастов без бюджета создала и развивает лучший проект о транспорте. Рассказ менеджера проекта
Сейчас Анатолий Хозяинов – транспортный эксперт, который много лет следит за развитием городского транспорта и работает в транспортной сфере. На днях он дал мне большое интервью. Мы уже опубликовали его рассказ о транспортной реформе, которая ждет Петербург, о новых маршрутах рельсового транспорта (концессионные трамвайные маршруты, аэроэкспрессы, городские электрички) и о том, может ли петербургский троллейбус повторить судьбу московского.

«Питертранспорт» родился довольно прозаично. В нулевые годы своим увлечением транспортом можно было с кем-то поделиться буквально в одном-двух местах в интернете, это были форумы – тогда еще была эпоха форумов. В процессе общения там я набрался каких-то общих знаний о транспорте и понял, что я уже не в той позиции, в которой просто потребляю информацию и делюсь на равных, а готов и сам что-то людям объяснять, рассказывать, пояснять. Я изучил много документаций, прочитал много статей, посетил много разных транспортных мероприятий.

Когда интернет уже проник в дома и телефоны, и появилось много площадок, транспортных сайтов и соцсетей (это было начало 2010-х), я начал искать ресурс, где было бы много пользователей, но где не было бы ничего представлено про транспорт Петербурга. Я нашел такой ресурс в 2011 году, им оказался твиттер. В твиттере тогда обсуждали в основном политику, немного личную жизнь, но не урбанистику и транспорт.

И я решил занять эту площадку. Те, кто знаком с твиттером, знают, что там ограничение в 280 знаков, а раньше было вообще 140. То есть это были очень краткие даже не заметки, а буквально смс-ки. Быстро стало понятно, что туда не уложить свои мысли и через пару месяцев в дополнение к твиттеру пришлось завести живой журнал. В ЖЖ я уже начал сформировываться сам для себя как журналист. Я обучался в СПбГУ на кафедре социально-экономической географии, а свободное время отдавал «Питертранспорту».

Бывало ночь не спал и наутро сонный шел на пары. Что же я так долго делал? У меня еще в университете сформировался интерес к аналитике, залезть поглубже куда-то, что-то выяснить. Допустим, новость появляется, что в Кингисеппе продают муниципальный автобусный парк, начинаю копать везде по крупицам информацию; всю ночь сидишь и копаешь, в итоге получается материал не очень большой, но в нем очень много фактов. Находишь, кто там бенефициары, в чьих это интересах. Оказывается, там стоимость акций за полгода понизили в сто раз, чтобы продать за бесценок. Все это очень интересно, и такая «работа» на какое-то время целиком меня погрузила.

Поначалу аналитика была не очень популярная, мягко говоря. Пост на ЖЖ могли прочитать 50 человек, 60… В общем, очень узконаправленное чтиво было. Но в итоге я понял, что это все-таки интересно, и прежде всего профессиональному сообществу: начал получать обратную связь и от перевозчиков, и от ассоциаций перевозчиков, стали в СМИ попадать какие-то отрывки из статей.

Тогда я решил, что в одиночку тянуть проект сложно и надо набирать команду. Это был конец 2014 года. Я как раз в магистратуре учился, понимал, что у меня впереди обычная взрослая жизнь и скоро я не смогу позволить себе заполнять время тем, что не дает ни денег, ни каких-то других бонусов. Сначала я просто ребятам, которых узнал по тем старым форумам, предлагал статьи писать: один на одну тему, другой на другую; но быстро понял, что это очень сложно. Одного человека можно раз в месяц попросить что-то сделать, попинать, другого раз в месяц, не факт еще, что согласится.

Фото: florstein / wikimedia
Фото: florstein / wikimedia

Первый постоянный напарник у меня появился в феврале 2015 года, а летом один из читателей сказал: «Вы очень круто все пишете, почему вас нету на популярных площадках?» В итоге этот парень подбил меня сколотить команду побольше - за довольно короткое время мы расширились до шести человек и запустились в «Вконтакте». Незадолго до этого, так получилось, что у нас появился и сайт. Этот сайт был изначально не мой, он назывался «Гортранс», на нем была просто база маршрутов. В какой-то момент человек, который этим занимался, больше не нашел в себе силы продолжать и искал, кто мог бы принять эту работу. И мы взялись за неё.

В 2015 году я ушел в армию, оставил проект на свежесозданную команду, и в этот период, пока я служил, как раз велась работа по преобразованию сайта. Несмотря на то, что я находился на службе, я все равно руководил этим процессом. Летом 2016 года, спустя год, мы перезапустили сайт и дальше сконцентрировались на развитии соцсетей и расширении штата авторов и редакторов. Сейчас мы есть на всех популярных площадках; штат всё время колеблется, но уже стабильно достигает уровня около 20 человек.

Я благодарен каждому из них, ведь именно в синергии людей, которым интересно то, чему они посвящают своё свободное время, и кроется главный секрет жизнеспособности нашего проекта, который вот уже который год продолжает информировать петербуржцев обо всём, что связано с нашим пассажирским транспортом.

<<<- Читать предыдущую часть интервью про троллейбусы и о том, может ли петербургский троллейбус повторить судьбу московского, то есть закрыться.