Знакомый нашел на даче фото начала ХХ века: паровоз едет по воде. Как такое может быть?

23 April 2020

Знакомый коллега, зная, что я неравнодушен к железнодорожной теме, прислал на днях фотографию, которую нашел на даче в семейном фотоархиве. На снимке изображен поезд, идущий под паровозом по воде.

Знакомый нашел на даче фото начала ХХ века: паровоз едет по воде. Как такое может быть?

Брат прадеда моего коллеги был путейцем. В его архиве и сохранилось это фото. Когда оно было сделано – неизвестно. Возможно, до революции, а, может, после нее, может, в годы Гражданской войны. Благодаря подписи на обороте, мы узнаем место съемки.

Знакомый нашел на даче фото начала ХХ века: паровоз едет по воде. Как такое может быть?

Станция Любохна находится в Брянской области неподалеку от реки Болва. Сейчас Любохна – это небольшой поселок. По станции делает остановку пригородный поезд Брянск – Дятьково. А это сам брат прадеда моего коллеги.

Знакомый нашел на даче фото начала ХХ века: паровоз едет по воде. Как такое может быть?

Но вернемся к поезду в воде. Очевидно, паровоз был вынужден «штурмовать» разлившуюся реку.

Очевидно, что паровоз от умеренного количества воды на путях «не перегорит» и его не замнет. Если вода не попадет в котел, то поезд сможет проехать. Главное, чтобы не подмыло пути. Если насыпь песчаная, то тут могут быть разные варианты развития событий. В том числе сход с рельс. Кто и как тогда будет спасать пассажиров из воды – вопрос. Если насыпь сделана щебнем – шансов уцелеть больше.

Разгадка фотографии

Что касается конкретно случая изображенного на фото, то о нем писала газета «Знамя труда» в номере за 2012 год (спасибо за наводку читателю Игорю Вавилову).

На фото изображен участок частной Мальцовской узкоколейной железной дороги, которая была построена в 1877 году, и ныне не существует.

«Случалось такое ежегодно в период половодья на перегоне Цементный - Любохна. Документы тех лет называли это разливом реки Жалынки, однако ни на одной карте такой реки не обозначено. Одна из загадок, которую ещё предстоит разгадать», – пишет газета.

На фотографии видно, что поезд сопровождается важным железнодорожным начальником, стоящим рядом с машинистом. Вероятно, именно он брал на себя ответственность за пропуск его в таких экстремальных условиях.

Если вода поднималась выше, то в этом месте за счет железной дороги устраивалась переправа на лодках, и пассажиры, выйдя из вагонов одного поезда, переплыв в лодках на другую сторону, садились в вагоны другого поезда поданного заблаговременно. При этом о прекращении сквозного движения поездов из-за разлива реки Жалынки заранее телеграммой сообщали на все станции дороги. Естественно, оповещались об этом и пассажиры.

Полностью перестали зависеть от капризов природы только после ввода в эксплуатацию линии Вязьма - Брянск, которая существует и сегодня.

А как в Америке

Если вам известны другие случаи, как паровозы ходили по воде, напишите. А мы переместимся в США.

Знакомый нашел на даче фото начала ХХ века: паровоз едет по воде. Как такое может быть?

Там в начале ХХ века была построена так называемая «Морская железная дорога» (Overseas Railroad), которая шла из Майами на остров Ки-Уэст. Она была сооружена по мостам и насыпям, причем не очень высоким. Нередко в шторм поезда оказывались в воде.

Правда в 1935 году тот мост оказался разрушен ураганом, который получил название «Шторм столетия». Теперь по части сооружений проходит автомобильная дорога, другие используются, как рыболовные причалы и пешеходные дорожки.

Кстати, если вы думаете, что «лужа по колено» только паровозу, то ошибаетесь. Шах и мат ставит ВЛ-10.

Вот так бывает.