6 subscribers

Каких изменений в сфере налогообложения стоит ожидать?

Каких изменений в сфере налогообложения стоит ожидать?

Законопроект № 136059-8 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (об отдельных мерах налоговой поддержки)

Эксперты информационной системы 1С:ИТС рассмотрели подробнее - к чему готовиться бизнесу.

НДС

Статью 164 НК РФ дополнят новыми положениями, в соответствии с которыми ставка 0 процентов будет применяться при реализации:

  • природных алмазов (обработанных и необработанных) налогоплательщиками, которые добывают драгоценные камни. В этом случае для подтверждения нулевой ставки в ИФНС подается договор и документы, подтверждающие передачу камней;
  • в 2022 году – судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Для подтверждения ставки 0 процентов в ИФНС представляется соответствующий договор на реализацию судна и документы, подтверждающие переход права собственности на него к покупателю.

В отношении реализации иностранными организациями отдельных услуг в электронной форме предусматриваются следующие изменения:

  • в соответствии с п. 10 ст. 174.2 НК РФ посредник (организация или ИП), который состоит на налоговом учете в РФ и участвует в расчетах с покупателем отдельных электронных услуг, признается налоговым агентом по НДС. В настоящее время каких-либо особенностей в части составления и выставления счетов-фактур для налоговых агентов-посредников при оказании электронных услуг в НК РФ не установлено. В планах закрепить в ст. 168 НК РФ следующее: такой налоговый агент обязан выставить счет-фактуру не позднее 5 календарных дней месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором получена оплата (частичная оплата) в счет оказания иностранными организациями услуг в электронной форме;
  • утрачивает силу п. 2.1 ст. 171 НК РФ. Это значит, покупатель не сможет заявить к вычету НДС, уплаченный при приобретении у иностранной организации (состоящей на учете в налоговых органах РФ) услуг в электронной форме;
  • иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС, только если такая обязанность не возлагается на налогового агента. Другими словами, возвращается порядок исчисления НДС, который действовал до 01.01.2019. Это значит, самостоятельно НДС в бюджет РФ платить будут те иностранные организации, которые оказывают электронные услуги физическим лицам. При оказании таких услуг организациям или индивидуальным предпринимателям последние платят НДС в качестве налогового агента.

НДФЛ

Законопроектом предусматривается освобождение от НДФЛ доходов:

  • от реализации в 2022 году акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций по сделкам, заключенным в 2022 году (вынужденные сделки, совершенные в целях вывода из-под санкций). Освобождением смогут воспользоваться налогоплательщики, в отношении которых на дату заключения сделки были введены запреты и (или) ограничения на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций. При этом необходимым условием льготы является факт того, что на дату реализации акций (долей участия в уставном капитале) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года;
  • от реализации золота в слитках, полученных в 2022 и 2023 гг.

Действие этих норм распространяется на доходы, полученные с 01.01.2022. Иначе говоря, в случае принятия закона платить НДФЛ с доходов от указанных операций, полученных в 2022 году, не нужно.

Брокер, в отношении которого действуют ограничительные меры (санкции), при переводе ценных бумаг и денежных средств клиента-налогоплательщика другому брокеру с передачей всех прав и обязанностей по соответствующему брокерскому договору сможет не исчислять и не удерживать НДФЛ на дату такого перевода.

Предусмотрена возможность использования социального вычета за медицинские и спортивные услуги, оказанные в том числе детям в возрасте до 24 лет, если они обучаются в образовательном учреждении по очной форме.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль из налогооблагаемых доходов предлагается исключить доходы в виде безвозмездно полученного из государственной казны РФ имущества (кроме денежных средств), которое используется для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса.

Для организаций, приобретающих радиоэлектронное оборудование, предусматривается:

  • установление повышающего коэффициента (1,5) к расходам на приобретение включенного в единый реестр российского радиоэлектронного оборудования и российских программ для электронных вычислительных машин (баз данных), если они относятся к сфере искусственного интеллекта;
  • применение инвестиционного налогового вычета в отношении затрат на внедрение указанного оборудования и программ (баз данных).

Владельцы инженерных коммуникаций при расчете налога на прибыль в состав расходов смогут включать:

  • денежную компенсацию, полученную из бюджета (в т. ч. через третьих лиц) за перенос, переустройство таких сооружений в связи с новым строительством для государственных и муниципальных нужд. Признаются такие затраты в порядке, предусмотренном для учета бюджетных субсидий;
  • расходы на создание объектов инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры в случае их безвозмездной передачи в государственную или муниципальную собственность.

Для налогоплательщиков, которые включены в реестр организаций, осуществляющих разработку или разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции, ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере:

  • трех процентов в федеральный бюджет;
  • нулевого процента в региональный бюджет.

Для применения пониженной ставки необходимо, чтобы по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации не менее 70 процентов составляли доходы от:

  • реализации услуг (работ) по проектированию и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции и (или) материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) в соответствии с перечнем таких материалов и технологий, утверждаемым Правительством России;
  • от реализации услуг (работ) по производству электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством России, либо по производству электронной компонентной базы (электронных модулей);
  • от передачи исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности либо предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных при проектировании и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной) продукции;
  • от реализации организацией электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией;
  • от реализации (передачи в аренду) произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством России;
  • от реализации услуг (работ) по ремонту и (или) техническому обслуживанию произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством России.

В настоящее время в соответствии с п. 10 ст. 251 НК РФ в доходах при расчете налога на прибыль не учитываются средства или иное имущество, которые получены по договорам кредита или займа или в счет погашения таких заимствований. Эту норму хотят распространить на любые долговые обязательства. А у передающей стороны такие средства не будут учитываться в расходах. При этом под долговыми обязательствами в целях расчета налога на прибыль понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования (независимо от способа их оформления), а также денежные обязательства, возникающие из соглашения о финансировании участия в кредите (займе).

Еще больше долгов можно будет признать безнадежными (нереальными к взысканию). А именно:

  • величину в размере 30 процентов от суммы обязательств перед налогоплательщиком – кредитной организацией, которые считаются исполненными в соответствии с ч. 14 ст. 7.1 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ;
  • суммы денежных обязательств, возникших из соглашения о финансировании участия в кредите (займе) перед налогоплательщиком – внешним участником, которые прекращены по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 31.12.2017 № 486-ФЗ.

Перечень расходов, которые не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, расширят. В него добавят:

  • проценты по кредитам, учтенные при применении налогового вычета в соответствии со ст. 343.7 НК РФ;
  • расходы на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных и (или) объектов основных средств, а также расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы, базы данных и (или) объекты основных средств.

Страховые взносы

Предлагается скорректировать нормы применения пониженных тарифов взносов организациями, которые осуществляют разработку или разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции. Условием для применения пониженных тарифов будет включение организации в соответствующий реестр и соблюдение 70-процентного объема отдельных доходов в общей сумме доходов страхователя. Доходы определяются в порядке, предусмотренном для налога на прибыль.

В настоящее время законопроект принят Государственной Думой РФ в 1-м чтении, а его вступление в силу предполагается с 01.01.2023.