Почему старые авто «стонали» и «завывали» при движении?

При движении "Газон" издавал характерный "стон"
При движении "Газон" издавал характерный "стон"

Сегодня мы определим «виновников» того, почему ранние автомобили так любили «жаловаться на судьбу». Было время, когда они передвигались по дорогам и бездорожью, постанывая в такт неровностям покрытия. К примеру, всенародно любимый в 50-х годах Газ-51, как и другие авто тех лет, издавал при движении характерный «вой». А вот более поздние модели, того же Газа, вели себя уже значительно тише. Почему?

Этот звук издают при работе под нагрузкой прямозубые шестерни ранних коробок передач. Самая простая КПП состояла из нескольких пар таких шестерен, половина из которых была подвижной и могла передвигаться вдоль вала. Орудуя рычагом переключения, шофер перемещал подвижные шестерни, поочередно сцепляя нужную пару. Так включалась та или другая передача. Чтобы произвести эту манипуляцию на ходу, приходилось выполнять «двойной выжим сцепления» или «перегазовку». Если этого не делали, или ошибались при выполнении раздавался дикий треск, передача не включалась и машина могла остановиться. Да и ходы рычага управления коробкой были просто огромные.

Коробка передач с прямозубыми шестернями
Коробка передач с прямозубыми шестернями

Кстати, подобная схема применялась на многих тракторах (ДТ-75 например), которых еще много в рабочем состоянии. Если есть желание, можете найти такой трактор и все как следует прочувствовать.

В более поздних коробках шестерни заменили на косозубые- они работают намного тише, плавне и меньше изнашиваются.

Коробка передач с косозубыми шестернями
Коробка передач с косозубыми шестернями

А чтобы переключить передачу их соединяют с валом или разъединяют с помощью небольшой зубчатой муфты, которую нужно подвинуть на совсем небольшое расстояние. А чтобы не было треска при переключении, в эти муфты монтируют синхронизатор. Он выравнивает (синхронизирует) скорости вращения вала и шестерни и муфта включается легким щелчком.

Один из видов синхронизатора
Один из видов синхронизатора

Только задний ход на многих машинах остается не синхронизированным, часто с применением прямозубых шестерен, из-за чего при движении назад машина может «завывать».

Все это не относиться к случаям, когда по причине износа, близкого к аварийному, мост или коробка начинают завывать как реактивный самолет. Это уже совсем другая история!