Самый "ненужный" предмет в школе?.. Старославянский не желаете?

Na Zo Sha: "Как Вы считаете, нужен ли старославянский язык? Наши дети его изучают на уроках родного языка".

Вот этот комментарий к публикации "Самый "ненужный" предмет в школе?" потянул за собой воспоминания и размышления.

Одно время меня приглашали в жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку. Итак, 2011 год. Заполучив ключи и начав проверять работы, многие члены жюри (а там были и доценты, и профессора; в общем-то, не только знающие толк в филологии люди, но и отчасти её фанатики) стали возмущаться: задания олимпиады были настолько сложны, что даже самый высокий, полученный одним участником общий балл до нужного порога победителя не дотягивал. И дело было, скорее всего, не в том, что уровень учеников оказался слишком низок, а в том, что больше половины заданий были заточены на знание старославянского или древнерусского языков, причём далеко не основ. Увлечение составителей олимпиад подобного рода заданиями и для старшеклассников, и для среднего звена растянулось на несколько лет.

Не углубляясь особо в дебри, всё же приведу здесь слова доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Елены Аркадьевны Галинской о том, что есть древнерусский и старославянский языки: "Древнерусский язык — это непосредственный предок современного русского языка. Он был живым, разговорным, языком Древней Руси и составлял восточнославянскую ветвь древних славянских диалектов. Старославянский язык никогда не был языком повседневного употребления, а являлся искусственным образованием, предназначенным для нужд богослужения. Его создатели — братья Константин Философ (Кирилл) и Мефодий..." Поэтому если я и догадываюсь, откуда "ноги растут" у попытки изучать в школе в рамках целого курса древнерусский язык (*поясню ниже), то изучение старославянского, с которым, как правило, студенты знакомятся в первые года учёбы на филологическом факультете вузов, вызывает, мягко говоря, недоумение: зачем? Дискуссии по этому поводу были. (Кстати, в нашей весьма многонациональной республике уроки родного языка - это изучение национальных языков. Так что если и есть где "старославянский", то, скорее всего, в рамках элективного курса.)

А "ноги растут", думаю, с того самого момента, когда Владимир Путин во время встречи с лауреатами конкурса «Учитель года» предложил изучать в школах древнерусский язык.

Речь зашла сначала о преподавании в школах латыни. «Что они у вас в основном запоминают по латыни?» — спросил Путин. В ответ кто-то из учителей ответил, что в первую очередь это пословицы. Президент вспомнил приветствие гладиаторов «Ave, Caesar, morituri te salutant" и предложил: "Древнерусский, что ли, изучать? Мёртвый язык, латинский учат» (*кстати, старославянский тоже мёртвый язык). «Учитель года-2016» Александр Шагалов из Краснодарского края предположил, что его можно вводить как один из элементов урока литературы, когда ученики знакомятся с летописями.

Мнение Александра Шагалова мне кажется целесообразным. Ключевое слово здесь "ЭЛЕМЕНТ". Вот похожее мнение учителя-филолога: "Например, факты древнерусского и старославянского языков могут помочь школьникам ОСОЗНАТЬ правописание довольно значительного числа словарных слов, а не запоминать их... по несколько раз... и мучиться. Вот тогда, возможно, школьники узнают "цену" слова, его историю, почувствуют вкус к своему языку. Надеюсь, я права, но, может, и нет! "

Я тоже считаю, что можно (*а где-то и нужно, см. абзац ниже) знакомить учеников со старославянским или древнерусским, но не со всей системой, а лишь с некоторыми фактами. И весьма дозированно! К тому же наверняка ученикам интересно будет знать, что современный русский язык унаследовал довольно большой пласт старославянской лексики: жертва, жезл, власть, бедствие, согласие, таинство, горящий и многие другие.

Кстати, в моей практике встречались случаи, когда приводить (вспоминать, объяснять...) некоторые факты из того же древнеславянского было буквально "жизненно необходимо". Я описывала два случая в своём канале: "Стерва - это женщина, идущая к своей цели и не мучающаяся комплексами..." и "На уроке русского языка: "неприличный" херес".

P. S. И напоследок, пожалуй, всё же приведу пример одного олимпиадного задания регионального этапа для 9 класса (терпение, уважаемые читатели; можете всего лишь пробежаться глазами по диагонали - всё равно ухватите суть: это сложно!

Прочитайте древнерусский текст, переведите на русский язык и ответьте на вопросы:
"Многыми же лэты снабд­щю гсŤдy бгŤy сэм­ преподобнаго василия, ąмножишаскн­земъ сынове, ąмножишас­ и области, съąмножи же с­ въ нихъ и зависть, къ симъ же и вельможьство имъ възрасте, и съвъзрасте вельможствy гърдость, прииде же и богатьства изъобилование въ съкровища ихъ, и съвниде богатьствy неправда" (Слово Похвальное Филолога Черноризца святым великомученикам князю Михаилу Черниговскому и боярину Фёдору).
В о п р о с ы . 1-2. Выделите исторические корни в слове снабд­щю и вельможьство и подберите слова современного русского языка с данными историческими корнями, определите исконное значение корня. 3. Выделите исторические корень и суффикс в слове съкровища, определите значение суффикса. Подберите слова современного русского языка с тем же суффиксом.
...